( Январь 2026, idb@kiwiarxiv )
Новая книга поднимает множество вопросов вокруг старой как мир темы.

В первый месяц 2026 года издательским домом Routledge выпущена примечательная книга «Спутник по Философии Времени» [o1]. Вообще говоря, среди издательств, специализирующихся на научной литературе, Routledge является одним из крупнейших на этой планете. Так что самых разных книг у них издаётся каждый месяц великое множество. Именно же на данный сборник особое внимание следует обратить по целому ряду причин.
Но прежде чем начинать перечисление этих причин, полезно напомнить самые первые фразы того многосерийного расследования, что ведётся на нашем сайте — под общим названием «Время научного гностицизма» [i1]. Запущена была эта сильно ветвящаяся работа [i2] примерно год тому назад, в декабре 2024, а открывали её такие абзацы:
Давным-давно, когда христианство начинало становиться государственной религией Римской империи, один из особо почитаемых отцов церкви записал в своей «Исповеди» знаменитые строки, часто вспоминаемые и поныне: “Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, то я знаю. Если же я захочу это объяснить… Я не знаю.”
Причину, по которой эти мысли Блаженного Августина и доныне, шестнадцать столетий спустя, то и дело цитируются не только в трудах богословов или философов, но также в текстах или выступлениях современных учёных-физиков, понять совсем несложно. Никто из всех мудрецов человечества по сию пору так и не сумел предоставить внятный ответ на вопрос, формулируемый по-детски просто: «Время – это что?»
По свидетельству профессора Нины Эмери, в качества редактора готовившей к изданию нынешний сборник Routledge Companion to Philosophy of Time, их большая, энциклопедического охвата работа, собравшая под одной обложкой полсотни статей от множества авторов из разных стран, заняла три с лишним года. А самая первая глава книги, Введение, начинается с такого абзаца:
Незадолго до начала пятого века североафриканский католический епископ Августин из Гиппона написал книгу под названием «Исповедь». В основном это автобиографический рассказ о его обращении в христианство, но ближе к концу «Исповедь» также содержит некоторые из размышлений Августина о природе времени. В этом разделе книги Августин задаёт свой знаменитый вопрос: “Что же это такое, время? Если никто меня не спрашивает, я знаю; но если бы я захотел объяснить это тому, кто меня спросит, то я просто не знаю”.
Понятно, наверное, что в точности одно и то же вступление, независимо и одновременно выбранное для начала большой исследовательской работы — это уже сама по себе причина для повышенного внимания нашего расследования к новой книге. При углублении же в тексты книги быстро обнаруживаются и причины другие, не менее существенные.
Например, главы большого и важного — и особо интересного для нас — раздела «Время и Физика» открывает в книге такое вступление (цитирующее одного из самых влиятельных философов второй половины XX века):
В 1967 году в своей статье “Время и физическая геометрия” Хилари Патнэм писал:
“Я прихожу к выводу, что проблема реальности и определённости будущих событий ныне решена. Более того, она решена физикой, а не философией… . Я действительно больше не верю, что существуют какие-либо философские проблемы, связанные со Временем; существует лишь только физическая проблема определения точной физической геометрии того четырехмёрного континуума, в котором мы обитаем” .При всем уважении к Патнэму, с позиций наших нынешних знаний совершенно очевидно, что он был неправ. Физика, несомненно, является важным источником информации о времени, но то, что физика говорит нам о времени, вовсе не является однозначным и само по себе является источником множества загадочных философских вопросов.
Конкретнее о том, где остаются спрятанными до сих пор ответы физики для «множества загадочных философских вопросов» о природе Времени, рассказ тоже будет. Но ближе к концу. Ибо для начала надо всё же чуть подробнее рассказать о содержании новой книги.
Как уже отмечалось, новый «Спутник Routledge» состоит из 50 глав, подготовленных большой командой специалистов, работающих в разных местах планеты и в разных научных областях. Главы книги сгруппированы в пять частей:
I. История и Философия Времени
II. Современная Метафизика Времени
III. Время и Физика
IV. Время и Разум
V. Будущие Взаимосвязи
Самый же естественный способ для первичного ознакомления с содержанием частей — просто предоставить слово редактору, профессору философии Нине Эмери, подготовившей данный том к выпуску:
[ Начало цитирования ]
С одной стороны, время — это такой аспект реальности, который занимает центральное место в нашей повседневной жизни и о котором мы говорим без особых затруднений. Поэтому у нас есть все основания быть уверенными в том, что время — это то, что мы понимаем.
С другой стороны, как только мы начинаем задумываться поглубже, мы обнаруживаем, что на самом деле о времени мы понимаем очень мало. Течёт ли время? Как быстро? Отличается ли будущее каким-то важным образом от прошлого? И что делает его таким? Что же это всё-таки за штука, время? Было ли у него начало? Будет ли у него конец?
Нет ничего удивительного, что в мире этом есть некоторые особенности, недоступные для нашего понимания — в конечном счёте, мы ведь существа ограниченные. Но когда имеется особенность, являющаяся такой важной частью нашей жизни и при этом остающаяся столь непрозрачной даже при тщательном изучении, — для людей, настроенных философски, это выглядит как чрезвычайно заманчивая задача. Мы не обязаны выяснять всё, но определённо стоит пытаться выяснить, как же ответить хотя бы на некоторые из этих вопросов о природе времени.
Поэтому совсем неудивительно, что время было основной темой философских исследований, начавшихся задолго до «Исповеди» Августина и продолжающихся по сей день. Но это не означает, однако, что философия времени является областью, в которой доминируют исключительно споры давнего характера.
Это правда, что современные сторонники презентизма и этернализма всё ещё продолжают дебатировать некоторые из тех же самых вопросов, которые задавал Августин. (Существуют ли прошлое и будущее? Если да, то где они находятся? Если нет, то почему нам кажется, что мы можем содержательно о них говорить?)
Но, помимо своего богатого исторического фундамента, «Философия времени» также даёт примеры и множества недавних сдвигов, характеризующих то, что является самыми захватывающими процессами в философии 21-го века. Время, как тема философских исследований, предоставляет ныне благодатную почву для широкой сети междисциплинарных связей с историей, психологией, когнитивными науками, физикой и многими другими областями.
А также это естественным образом наводит мосты между современной аналитической философской традицией, доминирующей в США, Европе и Австралии, и теми философскими традициями, которые уходят корнями в гораздо более широкий спектр исторических, географических и культурных контекстов. В связи с чем «философия времени» как самостоятельная область исследований уже вполне готова к переосмыслению и изменению стандартного канона.
По всем этим причинам ныне самый подходящий момент для выпуска такой книги, которая находится у вас в руках. Которая посвящена тем ключевым темам, что на протяжении тысячелетий делали время захватывающим философским понятием, а также новым замечательным работам, проведённым в области философии времени за последние годы и расширяющим границы того, что философия времени может и должна охватывать в будущем.
Цель настоящего тома — сделать это всё, сведя под одной обложкой полсотни глав, посвящённых ключевым историческим фигурам, метафизическим концепциям, междисциплинарным связям и новым областям исследований, относящимся к философии времени.
Когда речь заходит о столь богатой и разнообразной теме, как эта, ни одна публикация не может претендовать на полноту. Но благодаря работе 56 экспертов в этой области, представляющих широкий спектр университетов по всему миру, эта книга демонстрирует масштаб, глубину, ценность и будущие перспективы этой ключевой области философских исследований.
[…]
При составлении данного тома были приложены все усилия, чтобы главы были самостоятельными, а читатели могли просматривать их в любом порядке и следуя своему любопытству, куда бы оно ни привело. Для тех читателей, которые ищут дополнительного вдохновения, в конце каждой главы приведён список связанных тем и дополнительных материалов для чтения.
И подобно тому, как природа времени становится ускользающей под пристальным вниманием, что давным-давно обнаружил Августин, так же ведут себя глубина и размах философии времени как области научных исследований. Мой собственный опыт свидетельствует, что чем больше я узнаю о времени, тем больше мне предстоит узнать.
Поэтому, в самом деле, я бы не удивилась, если бы и у вас, дорогой читатель, имелись какие-то собственные идеи относительно дополнительных тем или личностей в философии времени, или относительно дополнительных связей с другими областями, которые, по вашему мнению, заслуживают дальнейшего изучения.
Я надеюсь, что у вас они есть! И я надеюсь, что этот наш «Спутник» вдохновит вас на изучение данных тем, личностей и взаимосвязей. Нет никаких сомнений в том, что перед нами богатейшая философская местность, картографированная пока лишь частично и достойная дальнейших изысканий.
[ Конец цитирования ]
#
Для подобающего завершения данной истории осталось лишь вкратце рассказать о тех областях «богатейшей философской местности», которые в данном «Спутнике Routledge» остались некартографированными вообще никак. Но именно там, что интересно, спрятаны главные ключи для ответов на загадки времени.
Сугубо технически выявлять на карте «Философии Времени» отсутствие особо важных областей довольно просто. В тексте новейшей книги, подготовленной более чем полусотней экспертов, для начала рекомендуется поискать слова типа «табу, ересь, гностицизм» . И убедиться, что ничего из этих вещей там не встречается ни разу. Ибо, как можно понимать, экспертов в вопросах времени темы вроде «табу» не интересуют «по определению».
Затем, дабы чётче прояснить белые пятна на этой карте в области физики и математики, рекомендуется поискать в тексте книги упоминания о вкладе таких учёных, как Уильям Кингдон Клиффорд и Хайнц Хопф. И опять-таки быстро убедиться, что для «Философии Времени» в её нынешнем виде ни данные имена, ни принципиально важные результаты именно этих учёных пока что как бы и не существуют вовсе.
Принципиальная важность фибрации Клиффорда-Хопфа, однако, такова, что без понимания сути, роли и места этой структуры наука наша просто обречена всё время ходить кругами. Не понимая самое главное в устройстве Природы. Ни главное в природе Времени и Пространства, ни в природе Сознания и Материи. Ни того, что всё это разные стороны Единого.
Соответствующие данным фактам области на карте Философии Времени постепенно картографируются в сериале «Время научного гностицизма» [i1] и в его многочисленных ответвлениях [i2] . Ну а исключительная важность фибрации Клиффорда-Хопфа для проникновения в особо тёмные загадки времени будет с подробностями разобрана в Части Четвёртой сериала.
Осталось лишь её доделать — не отвлекаясь на ответвления…
# # #
Дополнительное чтение:
[i1] Время научного гностицизма: Часть первая ; Часть 2_Тахионная материя времени ; Часть3_Устройство времени в трёх проекциях
[i2] Сопутствующие ответвления сериала:
-
- Страх оккультизма (2025-02)
- Опыт смерти Джереми Реннера (2025-05)
- Двойной слепой и Парапсихология (2025-05)
- Молекулярная биология и Обратный ход времени (2025-08)
- Неконсенсусно и немейнстримно (2025-08)
- Память как реальность (2025-09): Машина времени ; Нелокальность и Магия
- «Химия и жизнь» , физика и реинкарнация (2025-10)
- ЦРУ, тайна 1-й страницы и память о будущем (2025-10)
# #
Основные источники:
[o1] The Routledge Companion to Philosophy of Time. Edited by Nina Emery. 2026, Routledge
#
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.