( Февраль 2026, idb@kiwiarxiv )

В первых числах февраля 2026 веб-сайт Quanta Magazine опубликовал красиво оформленную статью под названием «Экспансионная микроскопия изменила то, как мы видим клеточный мир биологии» [o1]. Многочисленные иллюстрации, украшающие эту статью-галерею, наглядно и эффектно отображают преимущества новой остроумной технологии, почти задаром превращающей традиционный оптический микроскоп в куда более мощный инструмент с разрешающей способностью в полтора десятка раз выше.
Строго говоря, метод экспансионной микроскопии не совсем корректно именовать «новым» , коль скоро учёные знают о нём ещё с 2015 года [o2]. Но, во-первых, знать в теории и успешно применять на практике — это далеко не одно и то же. Во-вторых, за прошедшие десять лет эту технологию удалось не только ощутимо улучшить, но и, по сути, развернуть в обратную сторону (не только сильно «раздувать» , но и на порядки величины «сдувать» , то есть уменьшать образцы в размерах без потери их свойств) [o3].
Ну а в-третьих, самое главное, данная технология предоставляет ещё одну замечательную метафору для освоения идей «науки творения» [i1]. То есть кропотливого постижения единой конструкции у сложнейших структур на любых масштабах Природы. Благо все эти структуры космоса и микромира частиц имеют свои метафорические образы и прообразы на уровне недорогой «настольной физики тут» [i2].
Но чтобы как следует пояснить эту — самую важную — идею, однако, для начала полезно ознакомиться с особенностями биотехнологии ExM (Expansion Microscopy, экспансионная микроскопия). А также — для развития метафоры — ещё и с тем, что представляет собой Т-дуальность в математической физике теории струн.
#
Оптические микроскопы традиционной конструкции имеют естественные пределы своей разрешающей способности. Из-за чего многие вещи в структуре клеток, важные для биологических функций, но имеющие малые размеры, оказываются недоступны для изучения обычным микроскопом. Например, синаптические везикулы нейронов имеют диаметр 40-50 нанометров, а стандартный предел для разрешающей способности оптических микроскопов составляет 200 нанометров.
Причины подобного рода заставляют исследователей использовать более сложную технику, вроде электронных микроскопов, дающих существенно лучшее разрешение картины. Но при этом, однако, и стоимость сложного оборудования оказывается значительно более высокой.
Не только дешёвым, но и удобным в работе методом решения проблемы стала экспансионная — то есть «расширительная» — микроскопия [i2], в 2015 году появившаяся как разработка Эда Бойдена (Ed Boyden) из Института исследований мозга при Массачусетском технологическом институте.
Бойден и его коллеги продемонстрировали, что исследуемый биологический образец можно успешно и значительно увеличивать в размерах без нарушения структуры, если заполнить его гидрогелем, изготовленным из акрилата натрия. Как ключевой ингредиент в подгузниках младенцев, этот полимерный состав способен впитывать воду в сотни раз больше своего веса — разбухая, но сохраняя при этом свою общую структуру.
При экспансионной микроскопии к гелю прикрепляются специфические биомолекулы, такие как белки. Когда же гель впитывает добавляемую воду, то его структурная матрица, напоминающая паутину, сильно набухает, а пространство между точками крепления биомолекул к паутине, соответственно, расширяется. В итоге общая структура растянутого образца остаётся прежней, что позволяет исследователям визуализировать мельчайшую анатомию или заглядывать внутрь клеток с жёсткими, прежде непроницаемыми барьерами.

Одним из ключевых преимуществ экспансионной микроскопии в сравнении с электронной биологи называют то, что новый метод позволяет исследователям окрашивать и визуализировать особо их интересующие, конкретные молекулы образца. Визуальное окрашивание нужных молекул, таких как специфические белки или РНК, крайне полезно для выявления их плотности и распределения в соотнесении с прочими элементами биологической структуры.
Самым же главным плюсом экспансионной микроскопии является то, что для её применения не требуется никакого специального оборудования. А в сравнении с ценой электронного микроскопа, способного предоставлять аналогичную разрешающую способность, полимерные материалы для расширения образцов не стоят практически ничего.
Спустя ещё несколько лет, в 2018, примерно та же самая команда разработчиков МТИ во главе с Бойденом продемонстрировала, что процесс экспансионной микроскопии можно применять, по сути дела, также и в обратную сторону. То есть не раздувать образец в размерах, а напротив, «сдувать» его без нарушений в структуре. И поскольку речь уже идёт не о биоклетках природы, а о применении новой идеи в нанотехнологиях, процесс этот получил название «имплозионное изготовление» .
При этом методе изготовления исследователи создают любую нужную форму или структуру, формируя её полимерный каркас с помощью лазера. После присоединения к этому каркасу других функционально полезных материалов, они его сжимают или «сдувают» — порождая наноструктуры с объёмом в тысячу раз меньшим, чем исходный. [o3]
#
В заголовке данной публикации, пора напомнить, для новой технологии микроскопии вместо общепринятого термина «Экспансионная» использовано слово «Т-дуальная» — из совершенно другой научной области, от биологии крайне далёкой. Пора пояснить, почему и зачем это сделано.
Собственно термин Т-дуальность появился в начале 1990-х годов в той области математической физики, что наиболее известна под названием теория струн. Но если смысл слова «дуальность» (двойственность) понятен практически всем и без пояснений, то попытки выяснить через интернет, что тут означает буква T, приносят целый букет разнообразных мнений.
Одни авторитетные источники (вроде Википедии) заверяют, что T означает «Target-space», то есть «целевое пространство». Другие не менее авторитетные источники (вроде Яу Шинтуна, одного из главных разработчиков концепции), трактуют T как «Toric», напрямую связывая дуальность с топологией торов [o4]. Третьи (вроде начитанных ИИ в поисковиках) предлагают трактовать T как «топологическая» …
Но как бы там ни было на самом деле, по-любому понятно, что концепция Т-дуальности предоставила науке возможности математически выявлять и осваивать одну и ту же физику в таких системах, которые на первый взгляд очень существенно друг от друга отличаются. Собственно говоря, именно благодаря T-дуальности Эдвард Виттен сумел объединить в одно целое пять разных версий теорий струн, по отдельности равно возможных, но казавшихся всем несовместимыми в принципе. [i3]
Если же говорить более конкретно, то одним из первых ярких открытий, сделанных благодаря Т-дуальности, стало выявление одной и той же физики у таких систем, где «струны» обитают в пространствах существенно разных размеров. Где одно кольцевое пространство имеет, скажем, радиус R, а пространство второе радиус 1/R.
Такого рода обратная зависимость величин не только демонстрирует эквивалентность физики «очень большого» и физики «очень малого», но и позволяет решать неразрешимые прежде задачи. Ибо благодаря выявленной дуальности можно из масштабов нерешаемой задачи переместиться в физику иного масштаба, где задача решается, а затем с этим решением вернуться в пространство исходное.
При подобном описании сути T-дуальности уже несложно, наверное, уловить, что изобретатели и пользователи экспансионной микроскопии в биологии делают ныне, фактически, то же самое, что математические физики открыли в теории струн 30 с лишним лет назад.
Сколько лет понадобится на понимание наукой и обратной взаимосвязи, пока что сказать трудно. Но рано или поздно это всё равно произойдёт. Так или иначе исследователи теории струн (которую ещё в те же 1990-е было пора переименовать в теорию бран [i3]) обнаружат, наконец, что выход из сильно затянувшегося кризиса в их науке лежит через освоение открытий биологии. [i4][i5]
Пока что, конечно, идея эта звучит довольно странно. Но времена меняются, как известно.
# # #
Дополнительное чтение:
[i1] Волны и вихри, или Наука творения «из ничего»
[i2] Научные чудеса акустической левитации
[i3] Эдвард Виттен как Гаусс сегодня
[i4] Первый универсальный ключ
[i5] Асимметрии метаболизма в биофизике частиц
# #
Основные источники:
[o1] Expansion Microscopy Has Transformed How We See the Cellular World. By Molly Herring. Quanta Magazine, February 4, 2026
[o2] Chen F, Tillberg PW, Boyden ES (January 2015). «Optical imaging. Expansion microscopy» . Science. 347 (6221): 543–8.
[o3] D. Oran et al. «3D nanofabrication by volumetric deposition and controlled shrinkage of patterned scaffolds«. Science. 362 (6420): 1281–1285.
[o4] Yau, Shing-Tung; Nadis, Steve (2010). The Shape of Inner Space: String Theory and the Geometry of the Universe’s Hidden Dimensions. Basic Books. Русский перевод: Шинтан Яу и Стив Надис. Теория струн и скрытые измерения Вселенной. Питер, 2013.
#
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.