Шаманы Матрицы

(Впервые опубликовано ― июнь 2003)

О медицинских, технических, антропологических и прочих параллелях между кинофильмом «Матрица» и природой реальности, в которой живет человек.

matrix

Люди ― путешественники… Земля ― это их матрица… лишь остановка на пути, но по каким-то причинам путешественники прервали свой путь… Люди были пойманы в нечто типа вихря, кругового потока, который создавал ощущение движения, хотя они оставались, по сути, неподвижными… Колдуны были единственными противниками той силы, которая поработила людей… посредством своей науки колдуны вырывались из ловушки и продолжали свой путь осознания.
(Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)

Вряд ли кто станет оспаривать, что феноменальный успех «Матрицы» у публики невозможно объяснить внешней оболочкой картины ― ведь навороченных фильмов-экшн с крутыми драками-погонями-перестрелками выходит на экраны предостаточно каждый год.

Чтобы по-настоящему «зацепить» людей требуется нечто иное, какой-то внутренний посыл, приковывающий к сюжету повышенное внимание, вызывающий желание посмотреть фильм второй-третий раз, осмыслить увиденное и обсудить его еще с кем-то…

То, что будет изложено далее, ― не расшифровка скрытого послания «Матрицы», конечно, но рассмотрение весьма многозначительных параллелей из человеческой истории, способных прояснить природу феномена.

Начать имеет смысл издалека.

Антропология

Монументальный труд «Золотая ветвь» известного кембриджского этнографа и религиоведа Джеймса Джорджа Фрэзера имеет весьма необычное построение. Можно сказать, что все 12 томов огромного исследования, анализирующего и сопоставляющего поразительную схожесть верований древних народов и первобытных племен, ― это попытка ученого разобраться в сути одного весьма мутного религиозного ритуала, описанного в античных источниках.

Точнее не ритуала даже, а порядка замещения в древней Италии должности главного жреца при храме Дианы Арицийской в святилище Неми. Жрец, именовавшийся «царь леса», день и ночь с обнаженным мечом охранял священное дерево как свою собственную жизнь. Любой же претендент, желавший занять пост жреца, должен был сломать особую «золотую ветвь» на священном дереве и убить предшественника в поединке.

Уже в этом сюжете несложно углядеть на уровне символов тривиальную аналогию с «Матрицей»: священное дерево, олицетворяющее сокровенные тайны жизни (Матрица), и его хранитель (агент Смит), сам в этих тайнах особо не разбирающийся, но готовый без промедления уничтожить всякого, «кто посягнет» (Морфеус и его повстанцы).

Мы же, вслед за Фрэзером, копнем сопоставление Матрицы и древа жизни несколько глубже, поскольку антрополог обнаруживает поклонение древних людей деревьям, обычно мощным вроде дуба, практически во всех концах Земли. Более того, предметом особого почитания была «золотая ветвь» ― стебель омелы, довольно невзрачного растения, особого лишь тем, что оно паразитирует на деревьях, не имея в земле собственных корней.

Никто не может внятно объяснить этот факт, но омела очень хорошо известна как важный магический атрибут у друидов Галлии и северных народов Скандинавии, у народности айны в Японии и в племенах валов в Западной Африке. Фактически повсюду на планете народы, практиковавшие или практикующие поныне «первобытную» магию, а не «цивилизованную» религию, считают омелу панацеей от всех бед ― защитой дома от ударов молнии и средством от женского бесплодия, лекарством от эпилепсии и универсальным противоядием.

С этими наивными суевериями невежественных людей, как известно, ведется активная борьба сразу с двух фронтов. Наука, естественно, отрицает столь экстраординарные целебные свойства омелы, а христианская религия вполне официально расценивает всяческое шаманское знахарство как ведьмовство и сношения с дьяволом, а потому категорически осуждает.

Но оставим на некоторое время тему омелы и приглядимся несколько тщательнее к нашему организму, со странным порой поведением которого далеко еще не все понятно.

Медицина

Наверняка многие наслышаны об удивительном феномене стигматов, когда у людей с сильными религиозными закидонами самопроизвольно появляются на ладонях и ступнях незаживающие кровоточащие раны ― примерно там, куда по традиционным представлениям вбивали гвозди распятому Иисусу.

Если страдалец человек порядочный и уличить в жульничестве его не удается, то церковь трактует феномен как «чудо» божественного провидения, ну а наука, как известно, редкими феноменами предпочитает вообще не заниматься, особенно феноменами сомнительными.

Значительно меньше известно то, что своего рода аналог стигматов можно воспроизвести и в лабораторных условиях. Правда, эксперимент носит несколько варварский характер, а испытуемый должен быть человеком впечатлительным, из тех, к примеру, кто хорошо поддается гипнозу.

Заключается опыт в следующем. Человека сажают возле огня и у него на глазах как следует разогревают в пламени монету. После чего раскаленный кружок металла подносят к руке испытуемого, но в последний момент ассистент закрывает тому глаза, а вместо «пыточного орудия» к руке прикладывается совершенно обычная монета, холодная. Тем не менее, испытуемый ощущает в руке резкую боль от ожога и более того, что совсем удивительно, в соответствующем месте на теле появляется и болезненная ожоговая ранка круглой формы.

Поскольку рациональному объяснению такого рода фокусы не поддаются, серьезные люди науки стараются их не замечать и как правило не изучают. Но зато изучается, причем в последнее время все более активно, достаточно близкий по сути эффект плацебо, вокруг которого споры медиков ведутся уже очень давно.

Этим латинским термином (в буквальном переводе placebo ― «понравлюсь»), напомним, принято именовать фиктивные пилюли и лекарства, содержащие нейтральные вещества типа сахара или крахмала (омелы?), и вызывающие у поддающихся внушению пациентов симптомы излечения.

Эффект плацебо продемонстрирован при лечении многих болезней: дать пациенту таблетку-пустышку, авторитетно сказать, что ему полегчает, и ―о чудо! ―больному действительно становится легче. И это вовсе не самообман, поскольку в организме пациента методами позитрон-эмиссионной томографии (ПЭТ) регистрируются запуски реальных биохимических процессов.

Например, установлено, что особенно заметно эффект плацебо сказывается на людях, страдающих нейрологически-дегенеративным заболеванием Паркинсона. Из-за слишком малого количества химического вещества дофамина, вырабатываемого мозгом больных, их организм испытывает сильную дрожь, мышечные напряжения и резкие толчки.

Для облегчения страданий пациентам дают активное лекарство апоморфин, стимулирующее выработку мозгом дофамина. Однако, как продемонстрировала недавно группа канадских медиков из Университета Британской Колумбии, вместо активной химии вполне можно применять и плацебо.

Группе больных, уже знакомых с облегчающим действием апоморфина, наряду с лекарством давали и пустышку, причем никто не знал, кому что достается при каждом из приемов. Одновременно вводился медикамент-индикатор, позволяющий фиксировать прибором ПЭТ степень выработки мозгом дофамина.

Аппаратура убедительно продемонстрировала, что выработка значительных доз дофамина начиналась у всех пациентов, независимо от того, принимали они лекарство или плацебо. Наиболее правдоподобное объяснение, которое смогли дать эффекту ученые, ―в ожидании облегчения мозг сам стимулирует нужные биохимические процессы.

Однако вывод такой неизбежно поднимает и масштабный вопрос о соотношении ролей медикаментов и сознания самого пациента в деле излечения. Меньше всего в исследовании этого вопроса, понятное дело, заинтересована гигантская фармацевтическая индустрия.

Имеются, отметим, и еще более поразительные свидетельства важного влияния сознания на физику взаимоотношений тела и окружающего мира. Например, врачи Окружной медицинской и гипнотерапевтической ассоциации Лос-Анджелеса изучали в лаборатории некоего кудесника Джека Шварца из Селмы, шт. Орегон.

После того, как врачи обследовали его руки, Шварц положил их в большую жаровню с раскаленными углями, а затем взял несколько углей и обнес их вокруг комнаты. Последующий осмотр не обнаружил на его руках никаких ожогов.

Известно, что это вовсе не единичный феномен ― подобные занятия с огнем практикуют во время своих богослужений члены некоторых религиозных сект, предварительно вводя себя в состояние психического транса.

Связь

Еще одно любопытное свойство людей в измененном состоянии сознания ― это коммуникации с тонким, «потусторонним» миром. Можно, конечно, снисходительно считать все подобные истории не шаманством даже, а так ― чистой воды шарлатанством. Но можно также вспомнить и следующие факты.

В 1943 году Верховный суд США аннулировал знаменитый патент No. 7777, оформленный в этой стране «изобретателем радио» Гульельмо Маркони в 1900 году на радиоаппарат с настройкой частоты. Суд установил, что бесспорный приоритет в данном изобретении имеют англичанин Оливер Лодж (1851-1940) и американец сербского происхождения Никола Тесла (1856-1943).

Здесь же следует вспомнить, что несколькими десятилетиями раньше по иску Лоджа в Великобритании аналогичное решение принял и английский суд, отменивший приоритет самого первого, английского патента Маркони от 1896 года.

Еще за год до того, как Маркони вообще заинтересовался созданием радио, в 1894 году Оливер Лодж устроил в лондонском Королевсом институте публичную демонстрацию беспроводного телеграфного аппарата собственной конструкции. Чуть позже он запатентовал и индуктивно-емкостную схему для настройки рабочих частот приемопередатчиков, что позволяло нескольким радиостанциям работать без помех друг для друга.

Все эти идеи впоследствии нашли отражение и в патентах Маркони, который обладал не только радиотехническим талантом, но и выдающимися организаторскими способностями, благодаря чему в 1909 г. получил (вряд ли заслуженную) Нобелевскую премию и вообще вошел в память потомков как изобретатель радио.

Хотя очевидно, что в действительности пионерами беспроводной связи являются Лодж и Никола Тесла, демонстрировавший нью-йоркской публике радиоуправляемую модель лодки еще в конце XIX века и предлагавший на основе тех же принципов модулирования радиоволн передавать речь, музыку и даже изображения.

Вопреки хорошо известным научному миру фактам, столь вопиющая историческая несправедливость сохраняется в энциклопедиях и учебниках по сию пору. Более того, и Лодж, и Тесла были чрезвычайно плодовитыми на изобретения учеными, помимо радиосвязи внесшими огромный вклад с развитие важнейших технологий XX века. Однако вклад этот по-преимуществу замалчивается, что объективными причинами объяснить весьма сложно.

Существуют, однако, причины несколько иного порядка. Оба ученых отличались довольно экстравагантным, на усредненный обывательский взгляд, поведением и, хотя никак не были друг с другом связаны, выступали с достаточно схожими публичными заявленими.

Тесла, например, был уверен, что в ходе своих экспериментов с радиосвязью он вступал в контакт с представителями других миров, поскольку его радиоприемник начинал регистрировать регулярные сигналы, явно несущие осмысленное послание. А поразительную успешность своих разнообразных экспериментов объяснял тем, что предварительно проводит их в другом, параллельном нашему пространстве.

Что же касается Оливера Лоджа, то на протяжении последнего полувека своей большой жизни он активно занимался исследованием медиумов-спиритистов, тайнами работы сознания и посмертного существования, а также установлением регулярных коммуникаций с потусторонним миром.

На основании огромного количества экспериментов Лодж был уверен, что сеансы связи с «умершими» дают неопровержимые свидетельства существованию невидимых миров (одна из его книг носит выразительное название «Никто не хочет слушать ― и все же!»).

В таких обстоятельствах вполне можно допустить, что для официальной иерархии научного мира оказалась неприемлемой сама мысль об утверждении пионерами радиосвязи ученых со столь нетрадиционными, дискредитирующими науку взглядами. Шустрый и не посягающий на священные устои Маркони подходил на роль отца-основателя куда лучше.

Хотя, если смотреть шире, взгляды Лоджа вполне можно было бы вписать в квантовую физику, оперирующую волновой природой частиц на субатомном уровне. Как известно, важнейшее различие между волнами и твердыми частицами в том, что волны обладают свойствами суперпозиции и модуляции.

Говоря проще, эти свойства позволяют волнам различных частот занимать одно и то же пространство без непосредственного взаимодействия друг с другом. Таким образом, волновая природа частиц, вообще говоря, делает вполне возможным существование параллельных вселенных, различающихся между собой, подобно программам радио или телевидения, в какой-либо фундаментальной волновой характеристике.

К сожалению, Лодж и Тесла не приняли квантовую физику, вплоть до своей смерти оставаясь учеными викторианской эпохи с ее принципиально иными взглядами на природу.

Физика

Почти все ведущие ученые в физике первой половины XX века достаточно быстро признали, что новая теория квантовой механики требует радикального отхода от классической концепции структуры реальности.

Споры шли лишь о том, какой именно должна быть концепция, увязывающая математические уравнения, описывающие удивительное поведение субатомных частиц (находящихся одновременно во множестве разных мест и нигде конкретно), с реальным макромиром, демонстрирующим совершенно иные свойства.

В итоге утвердилась интерпретация, разработанная в 1920-е годы Нильсом Бором и его «Копенгагенской школой». В соответствии с Копенгагенской интерпретацией, уравнения квантовой теории применимы только к ненаблюдаемым аспектам физической реальности.

В моменты же наблюдения начинается иной процесс, который включает прямое взаимодействие между человеческим сознанием и субатомной физикой. Одно конкретное состояние сознания становится реальным, остальные только возможными.

Копенгагенская интерпретация очень аккуратно, избегая какой-либо метафизики, изложила этот воображаемый процесс лишь в самых общих чертах, а более полное описание считалось задачей будущего или, возможно, вообще находилось за пределами человеческого понимания.

Что же касается ненаблюдаемых человеком событий, находящихся где-то между сознательными наблюдениями, то про это было «спрашивать непозволительно». Несложно понять, что «недозволенность» вопросов в Копенгагенской интерпретации объясняется нежеланием ученых углубляться в выводы о многозначности реальностей и в тонкости взаимодействия нашего сознания с материей.

Лишь спустя три десятка лет, в 1956—м годах молодой американский аспирант Хью Эверетт, работавший в Принстоне под руководством Джона Уилера, впервые внятно сделал выводы, демонстрирующие, что уравнения квантовой теории свидетельствуют о наличии множества параллельных вселенных (впоследствии для описания «большой» реальности, включающей в себя все параллельные миры, был создан неологизм «мультиверс»).

Уилер ― великий физик, он сразу сумел оценить красоту и важность выкладок Эверетта. И хотя по идейным соображениям учителю больше нравилась традиционная интерпретация Бора, исходя из научной честности он всячески поддержал публикацию результатов Эверетта, сопроводив их собственной статьей с пояснениями.

Благодаря Уилеру работу сразу заметили, и с тех времен в физике по сию пору не утихают дискуссии, допускает ли квантовая теория какую-либо иную внятную интерпретацию, кроме мультиверса.

Хотя в действительности вопрос уже давно перешел из отвлеченно-теоретической области во вполне практическую. Сама концепция квантового компьютера была бы по сути дела невозможна, если бы ее создатели вполне конкретно не опирались в своих построениях на специфические особенности существования частиц в условиях мультиверса.

А поскольку 3-, 5- и уже 7-битные регистры квантовых вычислителей реализованы на практике и продемонстрировали свою работоспособность, отрицать существование параллельных вселенных можно лишь на уровне подсознательных страхов перед неведомым.

Либо ― из идеологических соображений, как Джон Арчибальд Уилер. Который прекрасно понимает, какие именно выводы логично следуют из концепции мультиверса, и в 1994 году высказался в том духе, что принятие посмертной жизни и паранормальных феноменов разрушило бы весь базис современной науки, преподаваемой в университетах.

Мистика

Ну вот, а теперь, когда все нити нашего повествования обозначены, давайте вернемся к самому началу и еще раз взглянем на эпиграф. Это ― куски фраз, понадерганые из разных мест последней, посмертно изданной книги знаменитого шамана-надомника Карлоса Кастанеды «Активная сторона бесконечности».

Составил эту мини-компиляцию английский кинокритик-визионер-космополит Джейк Хорсли, справедливо указавший, что последняя работа Кастанеды приносит ощущение узнавания каждому, кто смотрел «Матрицу». Самое же здесь удивительное ― тот факт, что книга (конец 1998 г.) и фильм (начало 1999 г.) с совершенно явными параллелями вышли практически одновременно.

Создатели картины братья Вачовски никак не могли читать книгу, работая над своим сценарием, а в предыдущих работах Кастанеды нет ничего похожего на главную идею «Активной стороны…».

Здесь постоянный виртуальный собеседник автора, индейский шаман Дон Хуан Матус, раскрывает сокровенную тайну, «тему тем» колдунов ― существование темной хищной силы, которая поработила человечество, сделав из его психической энергии источник своего питания.

Это невидимая сила или сущность, которую он называет «летуном» (флаером) и описывает как «хищника, что пришел из глубин космоса и стал распоряжаться нашими жизнями. Человеческие существа ― его узники. Хищник ― наш господин и хозяин… Они захватили нас, потому что мы ― их пища, и они высасывают нас беспощадно… Как мы разводим кур на куриных фермах, галлинерос, так хищники разводят нас на человеческих фермах, хуманерос… Хищники дали нам нашу систему верований, наши идеи добра и зла, наши общественные нравы… Хищники делают нас самодовольными, стереотипными и помешанными на своем эго. Чтобы держать нас покорными, робкими и слабыми, хищники совершили грандиозный маневр… Они дали нам свой разум…»

Конечно, все здраво и рационально мыслящие люди лишь хмыкнут над этим забавными параллелизмами фантазеров.Да еще мстительно припомнят, что в молодости Кастанеда чересчур налегал на мексиканские мухоморы с прочей наркотической дрянью на псилоцибине. И вот вам результат ― все галлюцинации-кошмары и предсмертные страхи больного раком наркомана в одной книжке.

А вот Джейк Хорсли (тоже не дурак курнуть травки, заметим), сделав многозначительное сопоставление основных идей книги и фильма, меланхолично замечает, что в результате «мы имеем две тесно связанные версии единой правды ― правды настолько неприятной для осознания, что средний человек видит только научно-фантастический сюжет, сработанный Голливудом».

Что ж, каждый имеет право на собственную точку зрения. Но вот вам интересное наблюдение относительно судьбы статьи Хорсли в Интернете.

Впервые этот довольно длинный текст, упоминающий Кастанеду лишь в относительно небольшом разделе, был опубликован под названием «Возрождение гностицизма. Матрица как путь шамана» на сайте wynd.org, после чего, учитывая безумную популярность «Матрицы», последовали перепечатки на множестве других сайтов для интеллектуалов.

Затем сайт-источник вдруг куда-то исчез, а тексты-перепечатки воспроизводят ныне оригинал ПОЧТИ целиком ― нет там лишь пугающего фрагмента про книгу Кастанеды… Забавно, не правда ли?

Вряд ли это исчезновение носит мистический характер. Скорее, здесь следует вспомнить еще один, более приземленный вывод все того же Хорсли о «Матрице»: «Так как искусственный интеллект ― произведение человечества, то очевидно, что врагами мы являемся сами себе»…

Как это понимать?

Собственно говоря, для тех, кто предпочитает осмысливать информацию и делать выводы самостоятельно, пора дать сигнал: в данном месте следует остановиться ― подача фактов закончена. Далее последуют лишь некоторые умозаключения, адресованные тем, кто не уверен, что способен без дополнительных комментариев переварить прочитанное.

Согласно новейшим данным ученых-космологов о строении вселенной, мы видим лишь 5% из того, что составляет окружающий нас мир. Остальные 95% приходятся либо на «темную материю» (примерно процентов 30) и «темную энергию» (еще 65%), о которых ничего внятного наука пока сказать не в силах, поскольку ― «приборами это не регистрируется».

(Характерный выбор напуганно-растерянного эпитета «темные», а не,скажем, «прозрачные» или невидимые материя и энергия, оставим для разбора психоаналитикам).

В глубокой древности, когда люди обходились без попов (якобы что-то знающих о потустороннем мире) и без науки (якобы понимающей происходящее в мире посюстороннем), а наивные представления о реальности наиболее продвинутые (шаманы) строили на основе доступных осмыслению метафор, общепринятым символом мироздания было дерево ― всеобщее единство жизни крайне разных элементов, от корней и ствола до ветвей и листьев.

Люди (листья) и прочие обитатели мира могут казаться совершенно отдельными друг от друга, но все они в глубинах сознания составляют единое целое, хотя и не видят дерево целиком (его 95%). И населяют этот мир не только существа «плотные» и материальные, с корнями в земле (физическое тело), но и другие ― бесплотные, не имеющие таких корней (омела, флаеры).

Эффективно взаимодействовать с этими существами можно на уровне сознания, а уж в каких целях ― добрых или злых; подчинения или повелевания; или же просто сотрудничества ― зависит от самого человека. Это тайное знание и составляло основу деятельности первобытных шаманов и колдунов, с веками утрачивая свою естественность и обрастая всевозможными обрядами-ритуалами, затуманивающими важную суть.

В 1933 году Оливер Лодж в последней книге «Моя философия» так обобщил выводы своих научных исследований: «Вселенная выглядит для меня гигантским резервуаром жизни и разума. Невидимая вселенная ― это великая реальность. Это тот мир, которому мы в действительности принадлежим и в который мы однажды вернемся».