ПОСЮСТОРОННИЙ МИР (ч.3)

(Декабрь 2004)

Сопоставление «потустороннего мира», описанного в посланиях «оттуда» в 1912 году, и современного мира, порожденного новейшими инфотехнологиями. Начало см. тут:  часть 1; часть 2.

heavenland

VR-ПСИХОТЕРАПИЯ

(1912 год)… Очень странно; а между тем я видел здесь людей, которые воображают себя в обстановке настоящего ортодоксального рая, они поют в белых одеяниях с венцами на голове и с арфами в руках. Не принадлежащие к ним называют эту область «небесной страной».

Я взял мальчика, которого, кстати сказать, зовут Ляйонель, вчерашний день с собой и отправился с ним в «небесную страну». [Увидев ее] он сказал: «Это, должно быть, то самое место, про которое мне рассказывала бабушка. Но где же бог?»

Этого я не мог сказать; но тут мы увидели, что все смотрят в одном направлении. Мы тоже стали смотреть вместе с другими и увидели большой свет, подобный солнцу, только свет был мягче и не так ослепителен, как у материального солнца.

Пока мы смотрели на этот свет, между ним и нами начала медленно образовываться фигура, какую мы на земле привыкли называть Христом. Он смотрел с нежностью на людей и протянул к ним свои руки. Затем его образ изменился, и в его правой руке оказался ягненок; а затем — он стоял как бы преображенный на горе…

Когда я впервые перешел сюда, я был так заинтересован всем виденным, что не расспрашивал, как следует относиться к видимому; но позднее я начал замечать разницу между предметами, которые на поверхностный взгляд кажутся из одной и той же субстанции.

Так, я начинаю видеть разницу между тем, что несомненно существовало на земле, как, например, форма мужчин, женщин и детей, и между другими вещами, которые, хотя и видимы и кажутся осязаемыми, но, тем не менее, должны быть, вероятнее всего, мыслеобразами. Эта мысль пришла ко мне, когда я смотрел на драмы, разыгрываемые в «небесной стране»…

[Поначалу,] Появляясь сюда с теми же верованиями, с какими они были на земле, и получив возможность лицезреть свои идеалы и реально переживать свои чаяния, люди различных верований становятся здесь еще нетерпимей, чем на земле. Каждый убежден, что именно он прав, а другой ошибается. Особенно часто это встречается у вновь пришедших сюда.

Через некоторое время они становятся гораздо терпимее, сосредотачиваясь внутри своей собственной жизни и наслаждаясь теми доказательствами и осуществлениями, которые каждая душа строит для себя.

«Письма живого усопшего»

___

(Ныне, по эту сторону…)

Компьютерные системы виртуальной реальности (VR) пока что не стали — подобно сотовым телефонам, плеерам или ПК — неотъемлемым атрибутом нашей повседневной жизни.

Тем не менее, область их применения неуклонно растет, и уже очевидно, что помимо игр и всевозможных систем обучения у VR большое будущее в психиатрии, психотерапии, а быть может и вообще в медицине в самом широком смысле.

Когда врачи имеют дело с людьми, страдающими психическими заболеваниями, нередко возникают ситуации, в которых врачу (особенно молодому и не очень опытному) трудно выявить причину галлюцинаций пациентов, от чего во многом зависит успех лечения.

Чтобы решить данную проблему, группа австралийских исследователей-разработчиков из Университета Квинсленда прибегла к возможностям компьютерной техники, с помощью которой создала специальный программно-аппаратный комплекс для конструирования психотических галлюцинаций в виртуальной реальности.

Симулятор галлюцинаций представляет собой виртуальную трехмерную среду наподобие игры Quake. Базовая программная библиотека образов составлена на основе интервью с пациентами, подробно описавшими свои наиболее частые галлюцинации.

CG-fantasy

Чтобы обеспечить максимально естественную обстановку в процессе лечения, виртуальная реальность воссоздает типичный кабинет врача-психиатра. В его интерьерах начинают формироваться аудиовизуальные галлюцинации — разверзшаяся бездна и частые случайные вспышки света, зеркальные отображения пациента, ангелы, превращающиеся в демонов и т. д., — так что через эти картины можно путешествовать либо с помощью мыши и клавиатуры, либо в автономном режиме, когда галлюцинации возникают сами при приближении к тем или иным объектам.

Уже подтверждено, что когда эту систему демонстрируют опрошенным пациентам, им удается с помощью VR воссоздать те же самые эмоции и ощущения, что и при настоящих галлюцинациях. А значит, появляется эффективный инструмент для проработки и овладения ситуацией.

Очевидные следующие шаги проекта — расширение библиотеки видений путем интервьюирования все большего числа пациентов. Как обещает опыт психиатров, со временем можно будет создать такой комплект «архетипов», который позволит конструировать галлюцинации по описаниям новых пациентов, используя уже имеющиеся в наличии модули.

Наряду с инструментарием, помогающим доктору визуализировать и лучше понять суть видений больного, виртуальную реальность также начинают применять и в целях «когнитивной поведенческой терапии».

virtual_reality

Под этим термином понимается работа психотерапевтов с нормальными, вообще говоря, людьми, которым требуется помощь в избавлении от разного рода фобий, таких как страх пауков, темноты или замкнутого пространства, авиаполетов или просто высоты, публичных выступлений или открытых водных пространств.

Полезность VR-систем в излечении фобий оказалась настолько убедительной, что в США несколько лет назад была образована специальная компания Virtually Better (www.virtuallybetter.com), занимающаяся коммерциализацией психотерапевтических систем виртуальной реальности, создаваемых учеными-исследователями Технологического института Джорджии.

Но наиболее, наверное, интересная из созданных здесь систем — это VR-комплекс для эффективного обучения людей методам расслабления и
медитации.

Проведенные во второй половине 1990 годов медицинские исследования
показали, что широкий спектр человеческих болезней — повышенное кровяное давление и эпилепсия, астма и невротические расстройства, депрессия и хронические боли — удается весьма успешно лечить восточными методами концентрации внимания, расслабления и медитации.

Хотя механизм воздействия медитации на организм до конца врачами еще не понят, уже установлено, что медитативные упражнения стимулируют выработку многих важных для здоровья гормонов.

В частности, продемонстрировано, что опытные в медитации люди в процессе упражнения порождают в своем организме такую же реакцию высвобождения эндорфина, какая происходит при мощном физическом напряжении у опытных бегунов.

Показано также, что у регулярно практикующих медитацию людей существенно выше уровень нейрогормона мелатонина (гормона спокойствия).

Но важнейшим элементом для эффективности медитативной / релаксационной терапии является глубина и качество опыта, переживаемого практикующим.

Обучить людей технике такой терапии способен далеко не всякий врач, не говоря уже о том, что многие люди вследствие особенностей психики испытывают проблемы с расслаблением, визуализацией образов и концентрацией внимания.

Если же человек находится уже в состоянии стресса или невроза, задача обучения традиционным методам трансцендентальной медитации становится просто неподъемной.

Именно эту проблему, среди прочего, и решает система VR-медитации. С помощью визуальных, звуковых и тактильных ощущений «виртуальная
среда погружения» эффективно вводит пациентов в расслабленное и умиротворенное состояние, значительно быстрее помогая освоить опыт медитации, нежели веками нарабатывавшиеся приемы йоги.

Для сопровождения VR-медитации пациентов, от доктора уже не требуется самому в совершенстве владеть психофизической техникой.

Зато компьютерная аппаратура в достатке снабжает его необходимыми сенсорами, следящими за физическим состоянием подопечного: ритмом дыхания, пульсом, влажностью кожи. Этим же одновременно обеспечивается и биологическая обратная связь, управляющая процессом «погружения» в расширенную реальность сознания.

virtualheaven

(Продолжение следует)