Живые и мертвые

Небольшая подборка сюжетов – серьезных и не очень – на одну всегда актуальную тему.

livdlet

Нет, все мы не умрем

(Апрель 2001)

Ученые Университета Аризоны, недавно проводившие научные экспериментальные исследования медиумов-экстрасенсов, констатировали, что полученные в итоге результаты совершенно экстраординарны и убедительно свидетельствуют о продолжении жизни сознания после смерти физического тела.

Вплоть до настоящего времени идея «посмертной жизни» на корню отвергается основной массой ученого мира как «антинаучная», а спиритических медиумов принято считать либо чистой воды шарлатанами, либо «тронутыми умом» людьми, глубоко погрязшими в самообмане. Ныне же впервые было предпринято вполне серьезное систематическое исследование целой группы медиумов, декларирующих свои возможности выступать посредниками между приходящими к ним людьми и их умершими родственниками.

В серии экспериментов принимали участие пять медиумов и два «ситтера»-ассистента, незнакомые с медиумами и имеющие недавно умерших близких. В ходе одной серии экспериментов каждому медиуму, отгороженному от первого ситтера непрозрачным экраном для исключения визуального контакта, давался в лаборатории час на проведение «сеанса связи».

Находясь под постоянным наблюдением видеокамер, медиум начинал рассказывать о тех или иных сторонах личности умерших родственников. Ситтерам на попутные вопросы медиума дозволялось давать лишь односложные ответы «да» или «нет».

Последующий анализ записей каждого сеанса показал, что за час медиумы в среднем воспроизводили около 80 деталей об умерших родственниках ситтера – от имен и индивидуальных особенностей до точных обстоятельств смерти. Численный анализ точности сообщенных фактов показал, что средний процент совпадений составил 83%, а один из медиумов продемонстрировал 93-процентную точность.

Аналогичные результаты были получены и в серии экспериментов с другим ситтером, хотя в этом случае медиумам вообще не разрешалось каким-либо образом общаться с ассистентом ученых. Причем в одном из сеансов медиум объявил, что вступил в контакт с матерью ситтера еще за три дня до эксперимента, а в подтверждение продекламировал уже выученную молитву, которую мать обычно читала ситтеру в детстве перед сном.

Результаты проделанных учеными экспериментов опубликованы в мартовском (2001) номере «Журнала общества психических исследований психики» (Journal of the Society for Psychical Research), а в заключение статьи делается вывод, что «опытные медиумы действительно способны получать точную и многократно воспроизводимую в экспериментах информацию».

Профессор Гэри Шварц (Gary Schwartz, http://neurology.arizona.edu/gary-e-schwartz-phd), возглавлявший команду ученых-исследователей, в одном из интервью сообщил, что «все собранные данные убедительно свидетельствуют о продолжении жизни сознания после смерти; характер же сообщаемой медиумами информации показывает, что они находятся в непосредственном контакте с умершими».

#

Никто не хотел вымирать

(Февраль 2004)

Насколько технологический прогресс похож на процесс биологической эволюции? Примерно таким вопросом задались в журнале MIT Technology Review, исследуя судьбу технологий, по многим параметрам уже давно устаревших, однако вовсе не собирающихся исчезать в небытие.

Как продемонстрировано в февральской (2004) публикации TR, очень многие технологии, подобно каким-нибудь крокодилам, современникам динозавров, вполне способны отыскивать для себя удобную и стабильную нишу, продолжая успешно существовать, несмотря на успешное доминирование в природе совсем других особей.

Вполне естественно, что такого рода технологии в подавляющем большинстве случаев казались обреченными на вымирание из-за тотального нашествия компьютеров. Ярчайший тому пример – бумага как средство хранения информации. Намного более удобные электронные средства хранения сулили, по мнению многих, неизбежный уход от бумажных носителей.

Но в реальности все оказалось существенно иначе: людям больше нравится читать с листа, а не с экрана, а потому компьютеры (с их удобными средствами печати) не только не сократили, а скорее даже увеличили расход бумаги в офисах и в быту.

Другой впечатляющий пример – традиционные (аналоговые) наручные часы со стрелками. Никакие дополнительные навороты цифровых электронных часов не способны отбить любовь людей к привычному циферблату. С тех пор, как период повального увлечения компьютерными хронометрами прошел, торговля стабильно отмечает рост продаж дорогих механических часов.

Отчасти это связано и с особенностями наших органов восприятия – даже в самых современных автомобилях спидометр делают на основе циферблата и стрелки, а не цифровой индикации, потому что визуально «аналоговое» представление является более информативным.

Чем-то похожа судьба другой аналоговой технологии – электронных ламп. Их производство и продажи хотя не растут, но ламповая техника по-прежнему находит массу поклонников. Прежде всего, среди аудиофилов, беззаветно преданных «более теплому и человечному» звуку ламповых усилителей.

Кроме того – но это лишь по слухам – правительство США по-прежнему поддерживает в работоспособном состоянии ламповую электронику «на всякий случай». Например, для ситуаций, когда мощные электромагнитные импульсы оружия противника сотрут память компьютерной аппаратуры связи и прочих полупроводниковых приборов.

Наряду с рынком электронных ламп, кстати говоря, похожие признаки стабильности демонстрирует и рынок катушечных магнитофонов, которым начали сулить скорую смерть еще в 1970-е годы вместе с массовым нашествием кассетных магнитофонов. Но более высокое качество записи обеспечило этой технике и более долгую жизнь.

По-прежнему успешно, но уже в качестве нишевых, продолжают развиваться несколько широко популярных в прошлом компьютерных технологий. В первую очередь надо упомянуть матричные принтеры, комплектовавшие едва ли не каждый персональный компьютер в 1980-е годы.

На сегодняшний день эта технология, уступив на потребительском рынке место струйной и лазерной печати, остается весьма востребованной в индустрии и бизнесе – теперь, правда, под названием «ударная печать» (impact printing). Причина тому проста – если средняя цена печати листа для струйников и лазеров начинается примерно с цента и выше, то при матричной печати на то же самое затрачивается меньше 1/5 цента.

При больших объемах печати экономия более чем ощутима, высокое качество требуется далеко не везде, поэтому Epson и ныне предлагает 12 моделей матричных принтеров, а Okidata – еще в три раза больше.

Весьма активные признаки жизнедеятельности по-прежнему демонстрируют и большие компьютеры-мэйнфреймы, ценой по 1 миллиону долларов и выше. Более того, начиная с 2001 года здесь даже стал отмечаться рост продаж. Основные причины – быстродействие, безопасность и надежность машин, которые еще в 1980-е годы многие начали списывать со счетов, как «динозавров». По свидетельству IBM, основного изготовителя мэйнфреймов, уровень отказов современных моделей, вроде z990, составляет 1 за 30 лет.

Этот ряд на удивление живучих технологий без труда можно расширить и факсимильными аппаратами, как и прежде имеющими множество поклонников среди, например, риэлтеров и юридических фирм; пейджерами, едва не вытесненными сотовой телефонией, но затем прочно закрепившимися в подходящих нишах бизнеса, медицины и коммунальных служб. Или, скажем, радиовещание, которому начали сулить скорую смерть еще в конце 1940-х годов с наступлением эры телевидения.

Даже пишущие машинки, столь убогие в сравнении с функциональностью текстовых процессоров, по-прежнему имеют устойчивый спрос. А раз есть спрос, то компании Olympia и Olivetti все так же продолжают изготовлять технику подобного рода, причем не только электрические машинки, но и чисто механические, «с ручным приводом».

Как говорят довольные владельцы таких аппаратов, с этой системой не нужно беспокоиться, что она может устареть. Потому что она и так давным-давно устарела.

#

Спутник в загробном мире

(Апрель 2006)

Стремительное развитие технологий естественным образом порождает иллюзию, будто вместе с ними адекватно развивается и уровень сознания человека. Однако повседневная жизнь зачастую демонстрирует нам прямо противоположные картины, а научные социо-исследования с цифрами подтверждают, что по своей психологии и суевериям многие современные люди фактически продолжают оставаться на уровне если и не первобытных племен, то очень и очень далеких своих предков.

Международная организация The Future Laboratory, занимающаяся выявлением и анализом тенденций в современном обществе, обнаружила любопытное и быстро распространяющееся по планете явление – умирающие люди все чаще просят их похоронить вместе с сотовым телефоном и/или другими электронными устройствами вроде ноутбука или плеера.

Тенденция зародилась, похоже, несколько лет назад в Южной Африке, однако сейчас отмечается в самых разных странах, от Ганы и Чада до Австралии, Ирландии и США. Установлено, что первые из зарегистрированных случаев подобного рода отмечены в Кейптауне, где несколько человек прагматично выбрали мобильник в качестве наиболее эффективного противодействия злым колдовским чарам.

Согласно верованиям этих мест, колдун может погрузить жертву в сон настолько глубокий, что окружающие примут это за смерть и похоронят живого по сути человека. Дабы застраховаться от подобной ошибки, в завещаниях стали писать, чтобы в гробу поблизости находился сотовый телефон, чтобы на случай, если «усопший» вдруг проснется, он смог бы позвонить близким и вернуться к прежней жизни.

Другие люди в иных странах, может, не боятся и не верят в чары колдунов, однако сама идея многим понравилась и начала претерпевать трансформации в соответствии с этническими или культурологическими представлениями разных социальных слоев. Например, в Гане или Чаде с древнейших времен существует традиция хоронить людей с вещами, которые сопровождали их в этой жизни, а значит, могут оказаться полезны и в жизни загробной. Так что и мобильник в этот ряд вошел совершенно естественно.

В других странах, побогаче, мотивы могут быть несколько иные: в США или Австралии, например, людям хочется и на смертном одре быть похожими на знаменитостей, вроде фараона Тутанхамона, и они просят хоронить их в дорогущих нарядах, с ювелирными драгоценностями, золотыми часами и прочей «красотой». Теперь в этот список иногда стали добавлять эксклюзивные сотовые телефоны и компьютеры-ноутбуки.

Наконец, вполне обычные современные люди в цивилизованных странах вроде Ирландии просто хотят, чтобы и в последний путь их проводили в том же стиле, который был присущ им при жизни. А поскольку одним из важнейших элементов этого стиля с некоторых пор стал мобильник, то и его просят положить в гроб вместе, скажем, с коробкой спичек и пачкой сигарет.

Характерно, что все подобные вещи преданная родня кладет в гробы не только предназначенные для могил или склепов, но и для кремации, не извещая об этом, естественно, администрацию крематориев. А поскольку батареи сотовых телефонов имеют тенденцию при попадании в огонь довольно шумно взрываться, сотрудники крематориев стали теми, кто заметил явное нарастание подобных происшествий.

Поэтому теперь – во избежание взрывов в печи – в похоронных службах начинают заранее предлагать услугу по помещению сотового телефона в урну с прахом усопшего. Ну а в Южной Африке тем временем в гробы стали класть дополнительный комплект батарей – на случай, если мертвец проснется чуть позже, когда аккумулятор в мобильнике уже подсядет.

The END