(Сентябрь 2009)
Про шпионаж промышленный и шпионаж традиционный. А также о простых, в сущности, причинах, стоящих за очевидными шагами к обострению российско-американских отношений.
Марк Брегман (Mark Bregman), директор по технологиям корпорации Symantec, одной из ведущих софтверных фирм в области компьютерной безопасности, в недавнем интервью откровенно поделился, каким образом лично он борется с промышленным шпионажем.
В частности, Брегман рассказал, что при каждой очередной поездке в Китай он оставляет дома в США свой ноутбук MacBook Pro, в командировку беря специально заведенный только для этого MacBook Air. А всякий раз, когда возвращается из поездки, подвергает «китайский Мак» тотальной зачистке с полной переустановкой системы.
Кроме того, добавил Брегман, люди из «трехбуквенных агентств» (общераспространенный в Америке эвфемизм для обозначения спецслужб типа АНБ, ЦРУ, ФБР и т.д.) рекомендовали ему взвешивать дорожный компьютер до каждой поездки и после нее — очевидно, для выявления внедренных шпионами в машину аппаратных закладок.
Ну а еще, добавляет директор, те же инструкторы из спецслужб настоятельно советуют не брать в командировки собственный мобильный телефон. По их мнению, в таких ситуациях самая подходящая предосторожность — это перед каждой поездкой покупать в США новый телефон, а по возвращении его выбрасывать.
Еще же один большой предмет озабоченности у спецслужб, отмечает Брегман, это то, что американские компании нанимают китайских программистов вообще, а в частности при создании систем безопасности. Суть опасений понятна — китайские разработчики могут встроить вредоносные коды в программы, которые затем продаются американским компаниям и правительству США.
Хотя в принципе директор Symantec понимает подобную озабоченность, разделить ее он никак не может. Потому что китайских программистов нанимают сейчас практически все софтверные фирмы, начиная с Microsoft и Oracle, а безопасность программ должна определяться не национальностью разработчиков, а специальными средствами тестирования кодов.
Ну а дабы из-за этого необычно откровенного интервью читатели вдруг не подумали, будто у Symantec имеются некие особые отношения с американскими спецслужбами, Брегман особо подчеркнул следующее. Власти США, заверил директор, никогда не просили Symantec собирать информацию с помощью программных продуктов компании. И ничего другого тоже не просили…
Один из примечательных нюансов в данном интервью — это конкретное время и место появления публикации, в которой директор известнейшей фирмы ИТ-безопасности признается, что по совету контрразведчиков для командировок в Китай держит особый «чистый» компьютер и покупает одноразовые мобильники (именно эти моменты выделила и разнесла по миру пресса).
Интервью Брегмана появилось на австралийском сайте ИТ-издания CRN как раз в тот момент, когда в прессе Австралии разгорелся не то чтобы скандал, а так, шум, вокруг информации, слитой журналистам из источников, близких местной спецслужбе ASIO (Australian Security Intelligence Organisation).
Согласно этой информации, в ASIO поступили сигналы от целой группы австралийских граждан, недавно уволенных из компании Huawei и заметивших нарастающее присутствие в этой фирме персонала с тесными связями в силовых структурах Китая.
Китайская компания-гигант Huawei, производящая и продающая популярное сетевое оборудование по всему миру, в двух своих австралийских представительствах имеет в совокупности порядка 120 сотрудников. За последнее время, по свидетельству бдительных граждан, Huawei уволила «несколько десятков» австралийцев, заменив их кадрами, присланными из Китая.
Эти кадры явно имеют связи с правительством и армией Китая, а также стали очень частыми встречи местного руководства Huawei с китайскими чиновниками, работающими в посольстве и консульствах в Канберре, Сиднее и Мельбурне. Наконец, в офисах Huawei работает специальный сотрудник безопасности, постоянно занятый контролем за электронной почтой и всеми прочими коммуникациями фирмы…
В ответ на подобные публикации и последовавшие за ними домыслы о «шпионском гнезде» и «расследовании ASIO» компания Huawei выступила с официальным опровержением. Суть которого в том, что летом у Huawei действительно была встреча с ASIO, носившая, однако, чисто ознакомительный характер (поскольку спецслужба интересуется всеми иностранными ИТ-компаниями, работающими в стране) и не повлекшая за собой никаких расследований.
Что же касается тесных связей с государством и частых встреч с посольскими работниками, то это, по словам Huawei, характерно для работы любой большой фирмы за рубежами своей страны:
«Наши связи с правительством ничуть не больше тех, что могут быть у General Electric с правительством США из-за того факта, что некоторые члены ее руководства являются ветеранами военной службы, а ее продукция продается американской армии»…
Широко известные связи Huawei с китайской армией то и дело осложняют компании бизнес в таких странах как США, Великобритания, Индия. В США, в частности, Huawei не смогла купить компанию 3Com из-за того, что подразделение TippingPoint в 3Com поставляет армии США программное обеспечение для защиты сетей от вторжений и прочих хакерских атак.
Общая же озабоченность кибер-угрозами и шпионажем со стороны Китая достигла в США такой точки, что в опубликованной ныне «Национальной разведывательной стратегии» (общем плане работ для 16 американских разведслужб на ближайшие четыре года) государство КНР помещено в одну группу вместе с Ираном и Северной Кореей. В этот же ряд главных противников Америки, что интересно, впервые после окончания Холодной войны попала еще и Россия.
Политологи и аналитики разведки выдвигают сейчас самые разные предположения о том, что может стоять за столь очевидным шагом к обострению российско-американских отношений. Ответ же тут, скорее всего, до безобразия прост — ДЕНЬГИ.
В силу специфического политического климата бюджет американских разведок за период с 1994 по 2008 год вырос втрое — с 26 до 75 миллиардов долларов. И чтобы удерживать его в столь высоком тонусе, у США непременно должны иметься сильные и в высшей степени опасные враги.
# # #
#
Информативные материалы в развитие темы: