( Июнь 2025, idb@kiwiarxiv )
Прямо сейчас на стыке большой науки и высокой философии начинают происходить весьма интересные позитивные перемены. Пока что, правда, мало кто это замечает…

В последние дни мая американский Университет Джонса Хопкинса стал местом проведения одной примечательной и весьма представительной по участникам научной конференции, получившей название Natural Philosophy Symposium 2025.
Если цитировать организаторов мероприятия дословно, то они охарактеризовали свою затею следующим образом:
«Международный симпозиум по всем аспектам натуральной философии, включая доклады от философов и учёных самых разных областей. Фокус мероприятия сосредоточен на рубежах понимания — как понимания нас самих, так и вселенной на всех её масштабах. Совместные обсуждения этих тем поверх различий между научными дисциплинами призваны отчётливее донести главное: что нового мы ныне узнаём о природе и что нам ещё только предстоит понять…»
Если же пояснять глубокую суть этой затеи в более конкретных выражениях, то можно сказать и так. Главной причиной, заставляющей ведущих мировых учёных — физиков и психологов, биологов и компьютерщиков,историков и математиков, социологов и так далее — собираться ныне вместе с философами под одной крышей для обсуждения их общих проблем, стало осознание простой и не очень приятной для учёных истины:
Чем больше наука узнаёт об устройстве природы, тем яснее становится, насколько мало мы пока что знаем о реальном устройстве человека и окружающего нас мира.
Ибо стремительно прирастающие массивы новых знаний — экспериментальных данных и наблюдений — в самых разных областях науки всё более отчётливо указывают на то, сколь неблагополучно обстоят дела с фундаментальными основами научных теорий.
Или, выражая ту же мысль несколько иными словами, сколь отчётливо ныне среди хорошо разработанных научных дисциплин обозначилась нехватка того, что в стародавние времена именовалось Философией Природы.
#
На заре современной науки, во времена Галилея и Ньютона всех людей, занимавшихся научными исследованиями, было принято именовать «натурфилософами». Ибо наука и философия ещё не были разными дисциплинами, а термин натуральная философия подчеркивал единство и тесные взаимосвязи между этими областями знаний.
Вскоре, правда, пути науки и философии стали расходиться всё дальше и дальше друг от друга, а вместо термина «натуральная философия» сами учёные стали предпочитать для своих занятий слово «естествознание». Попутно, однако, произошла и существенная подмена смыслов. Просто по той причине, что естествознание — это не философия.
Организаторы нынешнего Симпозиума Натурфилософии, физик-теоретик Шон Кэрролл и философ науки Дженанн Исмаэли, важные особенности возрождаемой ныне дисциплины объясняют примерно так.
Натуральная философия, то есть философия природы пытается лучше понять вселенную через очень тщательное обдумывание её основ. Разница между обычной философией и философией природы заключается в том, что натурфилософы с особым вниманием относятся к данным наблюдений и результатам экспериментов — в точности как учёные всякой нормальной науки. Если же говорить о разнице между философией природы и обычной наукой, то для натурфилософов наряду с данными столь же важны логическая согласованность и фундаментальная обоснованность того, что утверждается.
Суть принципиальных различий между наукой и натуральной философией вполне наглядно можно проиллюстрировать на примере Копенгагенской интерпретации квантовой механики. То есть такой давно утвердившейся в науке теории, которая хорошо согласуется с данными наблюдений и опытов, но совершенно не может предложить человеку ни логическую согласованность, ни интуитивно ясные концепции для понимания устройства природы на микроскопическом уровне.
И если для большинства учёных-физиков такая ситуация в фундаментальных основах их науки считается нормальной, то для натуральной философии подобный уровень (не)понимания природы выглядит совершенно неприемлемым.
Аналогично серьёзные проблемы как с логической (не)согласованностью основ, так и с отсутствием удовлетворительных объяснений для важных фактов природы обнаруживаются и во многих других базовых теориях науки — от космологии до биологической эволюции через естественный отбор. Не говоря уже о полном отсутствии подлинно научной теории сознания, объединяющей достижения информатики и биологии, физики и математики.
Короче говоря, потребность в хорошо разработанной дисциплине под названием Философия Природы ныне осознаётся вполне отчётливо как среди учёных, так и среди философов.
Пошире распространить в народе понимание этой насущной необходимости помогла бы публикация материалов недавнего Симпозиума Натурфилософии. Организаторы этого мероприятия, однако, почему-то так и не выложили в интернет доклады учёных, представляющих самые разные дисциплины. Более того, даже темы выступлений именитых докладчиков по сию пору так и остаются неизвестными…
Как бы там ни было, общая тенденция к возрождению натурфилософии в её новом воплощении обозначилась уже вполне отчетливо. Ещё одним ярким примером тому стало создание нового научного центра в Нидерландах.
#
В январе 2025 в Университете Радбоуда (Неймеген, Нидерланды) проходила другая созвучная международная конференция учёных, приуроченная к официальному открытию Центра натуральной философии (Radboud Center for Natural Philosophy, RCNP).
Фактически, этот новый научный институт стал воплощением мечты Клааса Ландсмана, профессора математической физики, которого в 2022 году наградили Премией Спинозы, наиболее престижной среди голландских ученых наградой в размере 2,5 миллионов евро.
Все эти деньги Ландсман отдал на создание наурфилософского научного центра, суть исследований которого вполне адекватно передавала бы такая идея: «Если вы можете что-то вычислить, то это вовсе не означает, что вы это понимаете.»
С одной стороны, всем, кто знаком с историей физики XX века, хорошо знаком и знаменитый слоган «Заткнись и вычисляй». С опорой на который теоретики свыше полустолетия пытались развивать свою науку, ничуть не заботясь об отсутствии логической согласованности и интуитивной ясности в фундаментальных основах.
Ну а для Клааса Ландсмана, с другой стороны, выход из глубокого кризиса непонимания наукой природы мыслится через своеобразный «треугольник идей» . Трактуемый им как
«новая жизнь науки — через сочетание идей и тщательное соотнесение результатов трёх дисциплин: математической физики, философии и истории науки.»
Особая роль математической физики для новой жизни науки должна быть понятна уже по той причине, что ныне не редкость, когда математика оказывается не только необходимым, но и единственным «экспериментальным компонентом» для подтверждения или опровержения фундаментально важных теоретических гипотез учёных.
О ключевой роли второго элемента, т.е. философии науки, ещё раз повторяться не требуется. Но вот о насущной необходимости элемента третьего — истории науки — хотя бы несколько слов сказать надо обязательно.
Ибо множество великих идей и открытий, принципиально важных для подлинного понимания природы, уже давно в арсенале науки имеется. Но по тем или иным причинам все эти открытия были современниками либо проигнорированы, либо быстро забыты, либо просто до сих пор не поняты и не освоены в должной мере.
Ну а история науки, соответственно, вполне способна все эти ценные вещи извлекать и осмысливать по-новому — в тесном сочетании с достижениями математической физики и философии науки.
#

В качестве символа-логотипа или «герба» нового Центра Натурфилософии выбрана весьма своеобразная геометрическая фигура, выстроенная на основе сцепленных «колец Борромео» и кодирующая в своей конструкции целый ряд важных идей.
Каждый из трёх главных элементов, описанных выше, представлен «невозможным треугольником» Пенроуза, доносящим общую и очень важную для новой натурфилософии мысль: то, что вы видите, может быть одновременно и правдой, и нет.
Иначе говоря, то, что мы привыкли воспринимать как реальность, упорно не поддаётся научному пониманию по той причине, что на фундаментальном уровне мы всё ещё так и не сумели разобраться в главном. Какую часть вселенной следует относить к иллюзии, а какую к подлинной реальности. И какова во всём этом роль нашего сознания…
Клаас Ландсман, как основатель и «духовный отец» нового Центра, о роли натурфилософии в создании будущей научной теории сознания выражается очень аккуратно и осторожно. Но при этом ничуть не скрывает, что является большим поклонником Роджера Пенроуза, которого считает подлинным «новым натурфилософом» (как выдающийся математический физик, Пенроуз глубоко интересуется темой устройства сознания и абсолютно уверен, что понять устройство природы мы сможем лишь тогда, когда сумеем встроить сознание в физику).
Одним же из главных мостов, соединяющих мир материи и мир сознания, Клаас Ландсман видит феномен значимых совпадений, иначе именуемых синхроничностями. Большинство учёных среди физиков и математиков предпочитает трактовать такие совпадения по разряду «случайностей», однако Ландсман уверен, что это не только великий вызов для точных наук, но и ключ к постижению природы.
Здесь, однако, для надлежащего завершения сюжета, следует рассказать не о книге и научном проекте Ландсмана, посвященных значимым совпадениям, а о любопытной реальной синхроничности, заранее связавшей всё, о чем здесь рассказывалось.
Три года назад, летом 2022 здесь был подготовлен и опубликован обзорно-аналитический материал «Значимые совпадения, они же синхроничности«. И среди главных тем этой публикации отмечалась странная ситуация, когда одна серьёзная наука (медицина) занимается изучением синхроничностей всё более глубоко, а для другой серьёзной науки (физики) этой части природы как бы и не существует вовсе.
По любопытному стечению обстоятельств случилось так, что именно в тот же 2022 год случились два значимых для нашей истории совпадения.
В США видный физик-теоретик и популяризатор науки Шон Кэрролл решил радикально сменить место и род занятий, перебравшись из Калтеха, где он работал профессором физики свыше полутора десятков лет, в Университет Джонса Хопкинса, расположенный в противоположном конце большой страны. На новом месте Кэрролл стал именоваться «профессором натуральной философии», а для закрепления и развития нового научного направления там же им был организован — совместно с философом науки Дженанн Исмаэль — постоянно действующий Форум натурфилософии.
И в том же 2022 году в Нидерландах главной научной Премией Спинозы был награждён видный математический физик Клаас Ландсман. Все миллионы этой премии отдавший на создание нового Центра натуральной философии…
Конечно же, данную череду событий можно трактовать как случайные, никак не связанные друг с другом совпадения. Но тогда будет упущено и самое интересное.
Начало больших и удивительных перемен.
# # #
Дополнительное чтение:
Значимые совпадения, они же Синхроничности
О натуральной философии Роджера Пенроуза: «Глупые идиоты, это то, что делаем мы…» ; Игры, в которые играет Пенроуз ; Главная тайна Со-Знания; Премия для диссидента, или три «Фэ» от Пенроуза ;
Про значимые совпадения в жизни и смерти учёного Воеводского: Остроградский – Воеводский, или То, о чём не говорят ; Важная сторона жизни математика Воеводского (и почему её пытаются скрывать) ; Вершины погибших альпинистов
Про путь Шона Кэрролла к натурфилософии: Знают все – кроме нас… ; О новой-старой физике, о жизни после смерти и о нашем будущем
# #
Основные источники:
Natural Philosophy Symposium 2025, Johns Hopkins University, May 29-31, 2025
Natural philosophy in the 21st century: Professor Sean Carroll’s arrival at Hopkins. By Zachary Bahar. Johns Hopkins News-Letter, October 28, 2022
Deeper still into the foundations of physics, Radboud University News, 08 January 2025
Radboud Center for Natural Philosophy
Spinoza Prize winner Klaas Landsman likes peace, quiet and brain teasers. By Anne Polkamp , VOX Magazine, 21 Jun 2022
#
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.