Как проигрывают войны

(Март 2008)

Бескомпромиссная и жесткая схватка между форматами Blu-ray и HD DVD, судя по всему, подошла к концу. Практически ни у кого уже нет сомнений, какой стороне придется-таки признать свое поражение.

И чем раньше это будет сделано официально, тем лучше для всех. Дабы не продлевать и без того сильно затянувшуюся неопределенность.

Победу сложно называть честной и справедливой, но кто и когда ценил честность в делах типа войны до полного уничтожения противника?

При этом далеко не факт, что в итоге «победитель получает все».

hd_dvd_vs_bluray

Вид с изнанки

В последний день уходившего 2007 года одна из главных американских газет, «Нью-Йорк Таймс», опубликовала содержательный, но крайне унылый по сути обзор, посвященный затянувшейся позиционной войне между Blu-ray и HD DVD. Ибо никаких других эмоций, кроме уныния, не мог вызвать главный в статье вопрос, очень похожий на риторический: «А что если никто так и не выиграет в битве несовместимых стандартов DVD высокого разрешения?».

Оснований для столь мрачных настроений было более чем достаточно. С момента вывода обеих технологий на рынок прошло уже около полутора лет, однако общая неопределенность ситуации за это время осталась по сути такой же, какой была в самом начале.

Лагерь Blu-ray, возглавляемый Sony, по-прежнему насчитывал большинство ведущих киностудий Голливуда (Columbia, Disney, XXth Century Fox, Lionsgate, Miramax, New Line). Альянс же HD DVD, возглавляемый Toshiba, хотя и имел поначалу меньшее число сторонников (Universal, DreamWorks, несколько ТВ- и кинокомпаний калибром помельче), но сумел летом 2007 переманить целиком на свою сторону гиганта Paramount, не говоря уже о более дешевой цене на плееры, что всегда было важным плюсом в глазах покупателей.

Но несмотря на войну цен и очень заманчивые предложения продавцов, публика приобретала диски и плееры обоих форматов довольно вяло, боясь прогадать с выбором и предпочитая дождаться ясности с победителем.

Так что хотя к концу прошлого года на видеодисках HiDef-разрешения уже было выпущено в общей сложности около 400 названий фильмов, покупали их откровенно плохо, а наиболее адекватной оценкой раскладов стали слова «тупик и застой». Причем совершенно очевидно это было как представителям конкурирующих лагерей, так и компании Warner Brothers, которая предпочитала оставаться над схваткой и выпускать видео в обоих форматах.

В руководстве Warner очень долго не хотели делать выбор, поэтому весь 2007 год собирались изготовить для своих фильмов гибридный диск-компромисс под названием Total DVD, в одном слое содержащий запись по системе Blu-ray, а в другом HD DVD. Со временем, правда, и от этой идеи было решено отказаться, поскольку выходило, что компромиссный формат-гибрид лишь затягивает всеобщую неопределенность и стагнацию…

Вступив в новый 2008 год в столь безнадежно-тоскливом состоянии, уже в самые первые дни января война форматов вдруг буквально взорвалась событиями, резко переменившими всю картину. Из чего в который раз стало ясно, что самые важные и решающие битвы подобных противостояний происходят глубоко за кулисами.

Главнейшей, бесспорно, новостью стало ошеломившее очень многих в индустрии выступление Warner Bros., которая вдруг заявила, что сворачивает выпуск фильмов в HD DVD и к середине текущего года полностью переходит в лагерь Blu-ray.

Этот резкий шаг столь ощутимо нарушил баланс сил, что руководство консорциума HD DVD было вынуждено в спешном порядке отменить свой доклад на открытии крупнейшей выставки бытовой электроники CES-2008 в Лас-Вегасе.

В интернете и бумажной прессе тут же, причем на удивление согласованно, зашумели голоса, поспешно объявляющие окончательную победу Blu-ray. Что крайне резко и заметно сказалось на цифрах розничной торговли. Так, по данным аналитической компании NDP, буквально на глазах число продаж плееров HD DVD упало с 14558 в неделю накануне заявления до 1758 неделей позже. Продажи плееров Blu-ray, напротив, подросли больше чем на треть и составили 93% всего рынка HD-видео.

Колебания в цифрах недельных продаж – это, конечно, не очень надежная основа для долгосрочных прогнозов. Однако тенденция обозначилась совершенно четко, а все последующие действия конкурирующих сторон подтвердили, что выбор Warner сыграл в исходе этой войны решающую роль.

Журналисты, естественно, бросились докапываться до причин столь судьбоносного шага. И довольно скоро – из достоверных источников поближе к кухне – узнали суть интриги. Попутно выяснив, что сложись расклады закулисных соглашений лишь чуть-чуть иначе, и исход битвы гигантов вполне мог бы завершиться с точностью до наоборот.

Если излагать суть произошедшего в самом кратком виде, то за несколько недель до нового года две компании – XX Century Fox и Warner Bros. – были очень близки к тому, чтобы пойти путем Paramount. Благосклонность которой Toshiba фактически купила, заплатив за переход Paramount исключительно на HD DVD солидную сумму в размере порядка 150 миллионов долларов.

В Warner уже были практически согласны на аналогичную сделку, но при условии, если из лагеря Blu-ray перейдет хотя бы еще одна крупная киностудия. Такой компанией согласилась стать Fox. За какие деньги, толком никто не знает, но зато известно, что в самый последний момент Sony сумела ее удержать в стане Blu-ray – за 120 миллионов долларов.

Ну и коль скоро этот стимул явно оказался самым эффективным, заодно последовало и выгодное предложение для Warner Brothers. Точная сумма «бонуса» разными источниками называется разной, но все цифры лежат в диапазоне от 400 до 500 миллионов долларов. (Масштаб, как видим, существенно иной, но и Warner – компания особенная, на рынке видеопродукции в одиночку занимающая около 20%.)

Конечно, сводить всю проблему к жадности сторон и к тому, кто больше даст денег – это очень цинично. Но, тем не менее, вполне справедливо.

blurayzhd

Ибо ничего иного, кроме жадности корпораций, за всей этой затяжной войной форматов больше нет. Ни одна из вошедших в конфликт сторон не желала поступаться своими технологиями и защищающими их патентами, сулившими очень конкретную долю прибыли с каждого проданного плеера и диска.

По этой причине каждый из участников схватки настойчиво хотел заложить в основу нового формата именно свои технологии. И только из-за неспособности сторон поделить будущие прибыли началась никому не нужная война.

[ВРЕЗКА]

Порно-фактор

Если предыдущая война видеоформатов – между стандартами видеокассет VHS и Betamax – кого-то чему-то научила, так это внимательному отношению к порнографии. Ибо сколь одиозным бы ни представлялся данный жанр кинематографа, тот видеоформат, что его не поддерживает, полную победу одержать не сможет в принципе. Потому что порно люди стабильно покупали всегда и практически гарантированно будут покупать в будущем. Вследствие естественных физиологических причин, что называется.

Выразительной тому иллюстрацией каждый год становится выставка порнографической индустрии Adult Entertainment Expo (AEE), проходящая в Лас-Вегасе не только одновременно с CES, но и в том же самом комплексе зданий. И вряд ли кого должно удивлять, что бдительные аналитики, исследующие тенденции индустрии и рынка в войне видеоформатов, с равным интересом изучали не только стенды CES, но и AEE. Поэтому год назад, когда на прошлой своей выставке порноиндустрия определенно взяла курс на HD DVD (по причине лицемерной антипатии Sony к «непристойностям»), появилось довольно много прогнозов, суливших Blu-ray неминуемое поражение именно из-за этого обстоятельства.

Как показала нынешняя выставка взрослых развлечений, за двенадцать месяцев много чего успело измениться. Так что высококачественная порнуха на стендах теперь была представлена и на дисках HD DVD, и в формате Blu-ray. Флагманы порнокинематографа, Digital Playground и Hustler, на 2008 год наметили выпустить почти полсотни новых HD-фильмов под оба формата, благо заказы на тиражирование теперь с готовностью стали брать оба конкурирующих лагеря.

[Конец ВРЕЗКИ]

Заранее знать, на что идешь

На сегодняшний день уже вряд ли подлежит сомнению, что в битве за новый формат HD-видеодисков команда Blu-ray явно превзошла конкурентов из лагеря HD DVD. Однако для всех тех любителей кино, кто изначально сделал ставку на стандарт Blu-ray Disc, эта победа, как ни парадоксально, совершенно не дает повода для радости и глубокого удовлетворения. Скорее, совсем даже наоборот, сулит новые проблемы несовместимости и необходимость приобретения новых плееров – для воспроизведения дисков следующего поколения, так называемого BD Profile 2.0.

В отличие от формата HD DVD, где с самого начала в спецификациях была прописана обязательность таких вещей, как функции локального запоминающего устройства, работа с сетевым подсоединением, или второй видео- и аудиодекодер для обеспечения «картинки-в-картинке», компании лагеря Blu-ray пошли другим путем. В первых BD-плеерах, выпущенных на рынок, эти возможности даже не планировались, поскольку главной задачей было удержать стоимость устройств на сравнительно невысоком, конкурентоспособном уровне.

В итоге получилось так, что практически ни один из плееров «Профиля 1.0» в принципе не может быть повышен апгрейдом до функциональности уровня Profile 1.1, принятого осенью 2007. За единственным исключением в виде игровой приставки PlayStation 3, обновленная версия которой появилась аккурат перед новогодними праздниками. Аналогичным образом в будущем, в октябре 2008, планируется нарастить функциональность формата до Profile 2.0, что добавит новым BD-плеерам интернет-подсоединение, отсутствующее в Profile 1.1.

Иначе говоря, единственным приличным устройством для полноценного воспроизведения Blu-ray-дисков на сегодняшний день является PlayStation 3. Лишь этот аппарат благодаря гибкой архитектуре допускает существенные модернизации платформы, с помощью которых ассоциация BDA доводит свой стандарт до нужных кондиций.

При этом множество солидных членов этого союза – Pioneer, Samsung, Panasonic, Sony – продают на рынке самостоятельные BD-плееры, заведомо зная, что их покупатели не смогут полноценно воспроизводить диски нового поколения.

Для того, чтобы навести хотя бы видимость порядка в этой запутанной ситуации, в альянсе BDA придуманы специальные ярлыки-наклейки, которые будут помещаться на коробки выпускаемых фильмов формата Blu-ray. Так, лейбл «Bonus View» на упаковке означает, что для доступа ко всем возможностям продукта требуется плеер не ниже уровня Profile 1.1. Если же на наклейке написано «BD Live», то это подразумевает подключение плеера к интернету, т.е. уровень Profile 2.0.

Но и это еще не все. Ибо в новом формате видеодисков имеется также такая вещь, как BD-J, или развитые интерактивные возможности, построенные на основе языка Java. Причем функции BD-J тоже не стояли на месте и продолжали развиваться с момента вывода на рынок плееров Profile 1.0. Это означает, естественно, что «старые» плееры не обладают достаточной функциональностью для корректного воспроизведения всех возможностей новых BD-дисков.

Когда на выставке CES-2008 в Лас-Вегасе у разработчиков BD Live спросили, не беспокоит ли их то, что подобный подход к модернизациям разозлит самых ранних сторонников формата среди покупателей, ответ был довольно своеобразный: «Покупатели знали, во что ввязывались». Что, быть может, звучит и не очень приятно, но вполне резонно.

Там же и тогда же, но только из уст президента ассоциации BDA Энди Парсонса примерно та же самая мысль, но только в округлых и дипломатичных формулировках, приобрела следующий вид. Для новой технологии, каковой является BD, претерпевать эволюционные изменения столь же естественно, как для аппаратуры – устаревать. Кроме того, добавил Парсонс, владельцы ранних BD-плееров по-прежнему смогут делать с дисками все, что было им доступно с самого начала, – смотреть фильмы в высоком разрешении.

Если рассуждать абстрактно, то подобные аргументы представляются вполне разумными. Однако в реальной жизни существенные доработки стандарта происходят столь стремительно, что «устаревшей» становится довольно недешевая аппаратура, купленная меньше года назад. Такая ситуация дает все основания к тому, чтобы обвинить компании альянса BDA в продажах откровенно сырой и недоделанной технологии.

Что интересно, изготовители готовы, по крайней мере отчасти, этот факт признать, однако всю вину за произошедшее возлагают на лагерь конкурентов, т.е. HD DVD. В кулуарах выставок и конференций, во всяком случае, с готовностью признается, что с выводом Blu-ray на рынок надо было повременить по меньшей мере год. Но, увы, помешала война форматов. Плееры и диски HD DVD уже выходили в продажу, поэтому у BDA не было иного выхода, кроме как запустить и «почти готовый» Blu-ray.

[ВРЕЗКА]

Игрушка на любой профиль

Для того, чтобы лучше понять, почему игровая консоль PlayStation 3 оказалась самым приличным BD-плеером на рынке, надо подробнее разобраться в отличиях профилей 1.0, 1.1 и 2.0. Из чего станет ясно, что простой перепрошивки микросхем оказывается далеко недостаточно для расширения функциональных возможностей плеера.

В спецификациях стартового профиля 1.0 было решено убрать в дополнительные опции такие вещи, как память для локального запоминающего устройства, вторичные аудио- и видеодекодеры (для «картинки-в-картинке») и сетевой адаптер. Почти все из первых самостоятельных BD-плееров были выпущены в этом облегченном варианте.

Профиль 1.1, рассчитанный на более продвинутые в возможностях оптодиски, уже включает вторичные аудио- и видеодекодеры, а также по крайней мере 256 мегабайт памяти для локального ЗУ, выделенные в плеере для работы с контентом. Профиль же 2.0 для плееров ближайшего будущего требует интернет-соединение, плюс два вторичных декодера, плюс не менее 1 гигабайта локальной памяти для апдейтов и контента.

По сути дела, профиль 2.0 – это переход от минимальной пригодности к полной совместимости со спецификациями стандарта. Покупателям первых BD-плееров в явном виде сказать о неполноценности продукта постеснялись. Но зато теперь стало очевидно, что единственным полноценным плеером для Blu-Ray оказалась PlayStation 3 – со своим Ethernet-портом, заменяемым жестким диском и весьма продвинутыми возможностями для обработки изображений.

На выставке CES-2008 альянс BDA сообщил, что к началу года в общей сложности продано 3,5 миллиона устройств для воспроизведения Blu-ray. Три с лишним миллиона штук из этой суммы пришлось на PlayStation 3, покупателей которых интересовали, конечно же, в первую очередь игры, а не просмотр HD-видеодисков. При этом на стендах CES именно PlayStation 3 чаще всего использовали для демонстрации многопользовательских онлайновых игр, сделанных по мотивам кинофильмов и помещаемых в качестве бонуса на новые BD-диски.

Эта ситуация дала аналитикам основания для вывода о несколько парадоксальном повороте событий. Поначалу BD-приводы, встраиваемые в PS3, рассматривалось как своего рода троянский конь, который поможет привить интерес к Blu-ray-фильмам в домах завзятых игроманов. Теперь же, когда достоинства PS3 в качестве очень удачного BD-плеера представляются бесспорными, игровая система оказывается троянским конем для привнесения видеоигр в дома заядлых киноманов.

[Конец ВРЕЗКИ]

Что грядет на смену?

Никто в здравом уме не будет, вероятно, оспаривать, что новые форматы видеодисков предоставляют кардинальное улучшение качества записи как для изображения, так и для сопутствующих аудиодорожек. Однако столь же очевидно и то, что ощутить эту разницу реально человек может лишь в условиях высококачественных устройств воспроизведения для домашнего кинотеатра. Проще говоря, при большущем размере экранов и с дорогими колонками-усилителями.

Это, как говорится, просто медицинский факт. Который не отрицают даже самые горячие сторонники новых продвинутых технологий. Как признает Крис Фосетт, один из вице-президентов подразделения Sony Electronics, занимающегося домашним видео, «наслаждаться преимуществами DVD высокого разрешения вы начинаете при размерах экрана от 40 дюймов (1 метр) и более».

Картинку «высокого разрешения вообще» могут воспроизводить уже многие дисплеи современных телевизоров, благо спутниковое и кабельное HDTV появилось значительно раньше HD-дисков. Однако, по честному признанию изготовителей, для адекватного воспроизведения новых видеодисков по настоящему годятся лишь экраны с максимальным разрешением, так называемые 1080p HDTV (т.е. выдающие 1080 строк прогрессивной развертки). По свидетельству Энди Парсонса, главы альяса Blu-ray Disc Association, «при экране меньшего разрешения, 720p, вы, скорее всего, не увидите существенных различий между стандартными DVD и видеодисками высокого разрешения».

Можно сказать, что разработчики новых HD-видеоформатов, Blu-ray и HD DVD, в каком-то смысле сами стали жертвой собственных успехов в развитии предыдущего стандарта DVD. Диски DVD совершили столь гигантский прыжок в качестве картинки и звука по сравнению с видеокассетами VHS, что для очень и очень многих пользователей достигнутый уровень стал более чем адекватен их запросам.

Вдобавок к этому многие из современных DVD-плееров с помощью технологии апскейлинга умеют искусственно повышать разрешение стандартной DVD-картинки до HD-качества, и при этом стоят порядка сотни долларов. В то время как настоящий HD-плеер стоит дороже в разы. Понятно, что все эти обстоятельства очень существенно сужают базу потенциальных потребителей нового формата HD-видео.

В этой связи очень полезно вспомнить поучительную историю из ближайшей к видео области – индустрии аудиозаписей. Где совсем недавно происходили очень похожие процессы. А именно, на смену морально и технически устаревшим Audio CD были разработаны два замечательных, но абсолютно несовместимых друг с другом формата высококачественной звукозаписи, SACD и DVD Audio.

Два лагеря, как водится, затеяли между собой форматную войну. Которая, во-первых, внесла раскол в индустрию звукозаписи, а во-вторых, оказалась сильно в стороне от процессов, преобладавших в среде любителей музыки. Ибо именно в это время интересы основной части покупателей аудиопродукции переместились на MP3, миниатюрные плееры и сетевое распространение аудиотреков.

Иначе говоря, новым доминирующим аудио-форматом – несколько неожиданно для всех «специалистов» – стали вовсе не диски высокого разрешения, а скомпрессированные файлы с качеством, хуже чем у CD. Более того, явное большинство любителей музыки не только проигнорировало где-то там кипевшую войну SACD и DVD Audio, но и вообще, по сей день практически ничего не знает о существовании этих форматов. Которые поневоле ушли в полулетаргическое состояние, заняв весьма узкую нишу для продвинутых аудиофилов.

Довольно сложно не заметить, что все ключевые моменты этого сюжета очень напоминают нынешнюю ситуацию с HD-видео. Особенно, если принять во внимание стремительный рост популярности портативных и карманных видеоплееров с крошечными экранчиками. А также, учитывая лишь начинающие появляться сетевые сервисы по распространению видео не только в стандартном качестве, но и в HD (под 720 строк развертки).

Что сулят эти тенденции для HD-дисков, понимают уже многие. Однако мало кто решается озвучить в публичных заявлениях суть идеи, согласно которой основная масса любителей видео останется совершенно равнодушна к исходу войны форматов.

Открыто говорить об этом не стесняется разве что глава Apple Стив Джобс, компания которого недавно начала продажи HD-фильмов через свой онлайновый магазин iTunes. В одном из последних интервью Джобс сказал так:

«Ясное дело, что Blu-ray победил. Однако при новом мировом порядке быстрого онлайнового видеопроката, когда речь идет о HD, уже никому не будет никакого дела, что там за формат был у фильма в оригинале»…

death_of_hd_dvd