(весна 2006 – осень 2007)
Краткая хроника событий вокруг неординарного исторического сюжета
Рукописи не горят
Февраль 2006 года наверняка войдет в историю как месяц великих археологических открытий. Практически одновременно в египетской Долине царей впервые за 84 года, со времен сокровищ Тутанхамона, ученые отыскали нетронутое древними грабителями захоронение, а на севере Греции фермер случайно обнаружил вырубленную в скале многокамерную гробницу эпохи завоеваний Александра Македонского.
Оба этих открытия сулят предоставить науке множество новых материалов о древней истории человечества, однако для более узкой области – истории науки – самой важной находкой стала еще одна, обнаруженная в старинном доме английского графства Хэмпшир рукопись с протоколами заседаний Королевского общества в период с 1661 по 1682 годы.
Британское Королевское общество (изначально «Лондонское королевское общество для продвижения естественных наук»), созданное в 1660 году, считается одним из старейших в Европе академических институтов, закладывавших основы западной науки, независимой от идеологических влияний церкви и государства.
Именно здесь рождались базовые принципы современной науки – с помощью экспериментов проверять гипотезы и теории, освобождая их от домыслов и фантазий.
И в то же время, из-за сложных исторических коллизий, наиболее интересные документы той эпохи – подлинные протоколы заседаний Королевского общества в первые десятилетия – давным-давно исчезли и считались навсегда утраченными для истории.
И вот теперь их совершенно случайно обнаружил оценщик аукциона «Бонэмс», вызванный в один из домов английской аристократии для отбора старинных предметов на продажу.
Хозяева дома, фамилия которых не разглашается, по их словам, не имели ни малейшего понятия о ценности большого рукописного фолианта, более полувека пылившегося нетронутым на дне одного из шкафов со старым барахлом. Откуда этот фолиант взялся, теперь уже никто не знает, а здесь его всегда считали какой-то не представляющей интереса копией, и вспомнили о рукописи лишь тогда, когда оценщик уже собрался уходить.
Специалистам понадобилось совсем немного времени, чтобы установить не просто ценность документа, но и его подлинность, поскольку почти все страницы лично написаны рукой Роберта Гука, многолетнего секретаря Королевского общества, курировавшего также всю экспериментальную область научной работы.
Современники называли Гука «английским Леонардо» за обширный вклад в развитие физики, биологии, механики и архитектуры (вместе со своим другом Кристофером Реном, Гук принимал активное участие в восстановлении Лондона после Великого пожара 1666 года).
Однако, из-за острейших личных конфликтов Гука с Исааком Ньютоном вклад этого выдающегося ученого в последующие века оставался недооцененным, поскольку безмерно мстительный Ньютон после смерти «конкурента» в 1703 году использовал все свое влияние, чтобы искоренить о нем добрую память. (Подробности этой нехорошей, но поучительной истории можно найти в тексте «Человек и закон«).
В результате у историков науки сегодня нет ни одного прижизненного портрета Гука, а до последнего времени не было и протоколов заседаний Общества, фиксировавших реальное развитие научных знаний в ту эпоху.
В частности, эти протоколы дают факты и относительно сути конфликта между видными учеными, поскольку одной из главных претензий Гука к Ньютону было то, что тот в своих трудах выдвинул теорию гравитации как свою собственную, «забыв» упомянуть предшествующие работы коллег, а именно, идеи Гука о силе притяжения, обратно пропорциональной квадрату расстояния между массами…
Начальная стоимость выставляемого на аукцион «утраченного» манускрипта оценена в 1 миллион фунтов стерлингов. Британская академия наук, у которой нет таких денег на приобретение антикварных ценностей, крайне озабочена, что столь важный документ уйдет в частное собрание, где будет недоступен для анализа ученых.
Поэтому срочно объявлен поиск «белого рыцаря» среди богатых спонсоров и благотворителей, чтобы набрать денег и постараться выкупить протоколы, которые по справедливости должны принадлежать академии. Срок проведения аукциона назначен на 28 марта…
#
Трудное возвращение Гука
(Апрель 2006)
В реальной жизни, как известно, нередко происходят события, которые по закрученности интриги и накалу страстей могут дать фору любому сюжету из выдуманных романов и кинофильмов.
Вот, скажем, совсем недавно было рассказано о неожиданной находке ценного документа, давным-давно считавшегося утраченным для истории науки, — толстенного, на 520 листов фолианта с журналом-дневником Лондонского Королевского общества.
По сути дела, в этом журнале, который Роберт Гук, как куратор экспериментов и секретарь общества, лично вел на протяжении 20 с лишним лет с 1661 по 1682 годы, документально зафиксирован процесс рождения европейской науки со всеми главными теоретическими и экспериментальными открытиями той эпохи.
В начале XVIII века, когда британскую науку возглавил Исаак Ньютон, остро враждовавший с Гуком и приложивший массу усилий для уничтожения памяти об этом ученом после его смерти в 1703 г., были «утрачены» не только все прижизненные портреты Гука и большинство из сконструированных им уникальных приборов, но также пропал и журнал деятельности английской академии наук в первые десятилетия ее существования.
И вот теперь, в конце 2005 года журнал этот, к счастью, был случайно обнаружен оценщиком аукциона «Бонэмс» среди старой рухляди в одном из аристократическом домов в графстве Хэмпшир. Поскольку ценнейший документ находился в руках неназванных частных владельцев, нуждавшихся в деньгах, то он вскоре был выставлен одним из лотов на аукционах «Бонэмс» — со стартовой ценой в 1 миллион фунтов стерлингов.
Иначе говоря, абсолютно реально замаячила угроза того, что и будучи найденным, этот фолиант тут же уйдет в собственность какого-нибудь богача-коллекционера, и вовсе не факт, что он захочет хоть кому-то эту ценность предоставить на изучение.
Британская академия, не располагая миллионами на приобретение антиквариата, забила тревогу и объявила срочный розыск благотворителей для выкупа рукописи, однако вплоть до последнего дня никаких новостей о решении этой проблемы так и не появилось. Наконец, подступила заранее объявленная дата аукциона 28 марта…
События на торгах в центре Лондона развивались словно в авантюрном кинофильме. Журнал был выставлен под номером 189, лоты уходили один за другим, но вот перед объявлением лота 145 слово взял глава «Бонэмс» Роберт Брукс (Robert Brooks).
В кратком выступлении он объявил присутствующим, что в соответствии с только что достигнутой договоренностью рукопись Гука продана Королевскому обществу, поэтому лот 189 с торгов снимается. Реакцией на это объявление стали аплодисменты, однако внимательные наблюдатели отметили среди присутствующих и несколько крайне разочарованных лиц.
Подробности всей этой истории по-прежнему окутаны завесой тайны, так что по сию пору остаются неизвестными и прежние владельцы рукописи, и благородные меценаты, давшие денег академии наук на выкуп «своего» журнала.
Спустя некоторое время стало, правда, известно, что с аукционом «Бонэмс» удалось сговориться на сумме размером 1,75 миллиона долларов. Но как бы там ни было, теперь уже наверняка известно, что ценная рукопись Роберта Гука будет тщательно отсканирована и передана исследователям на изучение.
Ну а в обозримом будущем документ обещано выложить на веб-сайте Королевского общества – теперь уже для всех.
#
Дела секретные, но не очень
(Октябрь 2007)
За последнее время как-то кучно, один за другим, в открытый для всех доступ поступили сразу несколько важных исторических документов, долгое время считавшихся утраченными или строго засекреченными.
Каждый из этих материалов проливает дополнительный свет на довольно темные страницы истории, и уже поэтому их широкая публикация является бесспорно большим событием для ученых. Для всех остальных, впрочем, эти документы тоже содержат немало поучительного. Вот только кого и когда учила история?
Начать обзор вполне естественно с самого древнего документа. Ибо 13 октября 1307 года, то есть ровно 700 лет назад, по приказу французского короля Филипа IV Красивого были арестованы, подвергнуты пыткам и впоследствии казнены магистры и многие рыцари ордена тамплиеров. Что довольно скоро положило конец ордену Рыцарей Храма, одной из влиятельнейших структур в европейской истории того периода, а одновременно породило целую череду окутанных мистикой и тайнами легенд, которые обильно и плодотворно подпитывают литературу на протяжении вот уже многих столетий.
Ярчайший пример чему — небывалый успех у читателей «Кода Да Винчи», в который раз разрабатывающего тему тамплиеров. Роман Дэна Брауна, как известно, вызвал сильное раздражение у католической церкви, и, быть может, именно скандальная популярность этой книги подтолкнула Ватикан к беспрецедентному шагу — впервые раскрыть для публики материалы из своего Секретного архива, касающиеся ордена рыцарей-храмовников.
В октябре 2007 г. издательство Scrinium, постоянно сотрудничающее с Ватиканом, официально представило миру солиднейших размеров и форм 300-страничный том под названием «Processus Contra Templarios — Папское расследование в суде над тамплиерами».
В этом сборнике точных факсимильных копий содержатся протоколы инквизиторов, участвовавших в допросах рыцарей, а также прочие документы Ватикана по данному делу, включая знаменитый «Шиньонский пергамент», многие века считавшийся утраченным и случайно найденный историками в архиве лишь в 2001 году.
Этот документ свидетельствует, что папа Клемент V освободил храмовников от обвинений в ереси уже в 1308 году и пытался сохранить орден, однако не смог противостоять нажиму Филипа IV. Который из-за войн с англичанами задолжал ордену очень много денег и, по сути дела, просто решил свои финансовые проблемы по-королевски — убив кредиторов. Счастья и долгой жизни, правда, это ему не принесло.
Роскошное издание ватиканских секретов стоит примерно как автомобиль, 5900 евро, и выпущено крошечным тиражом в 799 экземпляров — явно в расчете не на широкую публику, а на коллекционеров редкостей и крупные-богатые библиотеки.
Впрочем, такие библиотеки в последнее время энергично оцифровывают и выкладывают свои ценные фонды в интернет, для чего даже разработано специальное программное обеспечение — листать и читать факсимильные копии древних книг с экрана.
Именно такая программа, созданная в Британской библиотеке, использована ныне для общедоступного размещения в Сети другого ценнейшего и 300 последних лет считавшегося утраченным исторического документа — Журнала протоколов Лондонского королевского общества (т.е. национальной академии наук Великобритании) за период с 1661 по 1691 годы.
О самом этом документе, аккуратно зафиксировавшем зарождение, по сути дела, европейской науки, о колоритной истории с его находкой в конце 2005 года и о драматическом выкупе Академией с аукциона буквально в последний момент перед началом торгов уже рассказывалось достаточно подробно.
Теперь же британская академия, благодаря спонсорам вернувшая собственную историю за 1 миллион фунтов стерлингов, выложила, как и обещала, документ в интернет — см. Hooke Folio Online. Снабдив его полной расшифровкой чудовищных по почерку записей протоколов и комментариев, сделанных рукой Роберта Гука, многолетнего научного секретаря Общества. Личность Гука, собственно, и считается главной причиной пропажи этого документа на многие века.
Третий документ, недавно выложенный во всеобщий доступ на сайте ЦРУ США [в более компактном виде см. http://cryptome.org/cia-jewels/family-jewels.zip], никогда не считался утраченным. В середине 1970-х его одно время даже планировали к публикации, но затем, расценив собранную в материалах информацию как чересчур взрывоопасную, навесили гриф секретности и упрятали обратно – подальше в архив.
Речь идет о так называемых «фамильных драгоценностях» ЦРУ, т.е. материалах критического расследования в стенах разведки по следам Уотергейтского скандала, когда новый директор Джеймс Шлесинджер велел составить ему отчет обо всех противозаконных операциях спецслужбы с упором на акции против американских граждан (что разведке запрещено).
Отчет потянул на 702 страницы и содержал тучу самых разных историй — от сотрудничества с мафией для убийства Фиделя Кастро до отращивания агентами длинных волос для внедрения в антивоенные движения и левацкие организации.
Наиболее значительные истории этого документа, впрочем, так и остались засекречены, поскольку при нынешней публикации цензура тщательно вымарала многие фрагменты, «раскрывающие источники и методы разведки» (общепринятый аргумент, блокирующий рассекречивание наиболее чувствительных тайн спецслужб).
Так что, хотя опубликованные документы сами по себе весьма любопытны и представляют несомненный интерес для историков, ничего особо нового они не раскрывают. Все эти вещи публике давно и так были известны из журналистских и научных расследований, признаний политиков или мемуаров ветеранов разведки.
В общем, по поводу объективной оценки важности опубликованных материалов вспоминается старый анекдот о разговоре двух подружек: «А ко мне вчера маньяк приставал, сексуальный… но не очень»…
# # #