Мыслепреступления

(Сентябрь 2008)

Рано или поздно это должно было где-то случиться – если любопытная новая технология дознания появилась, значит непременно найдутся и те, кто захочет пустить ее в дело.

mind-crime

То, что первыми ЭТО стали применять в Индии (а не в США, Китае или России, к примеру) может показаться несколько неожиданным, однако и в таком ходе событий есть, вероятно, своя логика. Впрочем, во всех подобных историях куда интереснее не скрытая логика властей (суть которой, в общих чертах, более-менее понятна всегда), а именно «это» – новые технологии дознания.

В подавляющем большинстве стран сканирование мозга человека для выявления обмана, враждебных намерений или уже совершенных преступлений считается весьма многообещающей, в принципе, технологией, однако не доказавшей научно свою достоверность. Раньше можно было даже сказать «во всех странах», но теперь важным исключением стала Индия.

Ибо Индия удостоила себя сомнительной чести стать первым в нашей истории государством, где результаты электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга подозреваемого человека стали главным доказательством вины для вынесения строгого судебного приговора за тяжкое преступление (убийство).

В июне 2008 года суд города Пуне, штат Махараштра, приговорил молодую женщину Адити Шарму (категорически отрицавшую свою вину) к пожизненному тюремному заключению за отравление жениха мышьяком. В своем вердикте судья особо отметил результаты сканирования мозга обвиняемой как доказательство ее вины, поскольку графики показали «практическое знание» обстоятельств преступления, которые могли быть известны лишь убийце.

В соответствии с принятой процедурой дознания, Адити Шарма сама согласилась пройти проверку на аппаратуре BEOS (от Brain Electrical Oscillations Signatures – сигнатуры электрических осцилляций мозга).

Поместив на голову женщины 32 электрода, следователи стали зачитывать ей свою версию совершенного преступления, написанную от первого лица («я купила мышьяк, я договорилась встретиться с женихом» и т.д.). Одновременно фиксировались реакции мозга на эти фразы и на фразы другого типа, не относящиеся к преступлению.

Последующая техника программного анализа ЭЭГ также весьма похожа на принципы работы полиграфа, более известного под названием «детектор лжи». За тем важным исключением, что ни в одной цивилизованной стране показания полиграфа не принимаются судами в качестве доказательства вины.

Каким образом аппаратуру BEOS удалось выдать за нечто принципиально иное, остается не очень ясным. Но известно, что назначенная правительством Индии научная экспертная комиссия из 6 специалистов работала над изучением BEOS около года.

И в мае 2008 выдала заключение, что применяемые в данном методе дознания процедуры анализа являются ненаучными. А потому было рекомендовано не допускать их в качестве инструмента следствия или, тем более, доказательства вины в суде.

Тем не менее, министерство внутренних дел страны сочло возможным проигнорировать заключение экспертной комиссии (на основании того, что она прекратила свою работу и распущена). Суды же, соответственно, уже в июне начали принимать решения по результатам BEOS-тестирования…

#

Очень созвучные этим событиям процессы уже давно идут в США. Но только на значительно более высоком технологическом уровне и пока что в форме исследований-разработок с масштабными полевыми испытаниями.

В прошлом году проходила информация, что научно-техническое подразделение DHS, департамента госбезопасности США, занято созданием системы для дистанционного выявления «враждебных мыслей и намерений» у людей, проходящих через контрольно-пропускные пункты на границе, в аэропортах и прочих местах массового скопления народа.

Теперь же стало известно об уже проведенных испытаниях новой аппаратуры и о том, что «это работает» – согласно выводам DHS по итогам экспериментов, во всяком случае.

Первоначально вся затея именовалась Project Hostile Intent, т.е. «Проект Враждебное Намерение». Суть же проекта, в самом кратком изложении, сводится к тому, чтобы создать нечто типа детектора лжи, но только применять его бесконтактно и без ведома проверяемого человека.

Практически это сводится к системе чувствительных сенсоров, которые способны дистанционно замерять пульс, частоту дыхания, температуру кожи, а также в реальном времени анализировать мимолетные перемены в выражениях лица. Предполагается, что при умелом сопоставлении всех этих параметров в принципе возможно автоматически выявлять людей, задумавших и планирующих сделать что-то нехорошее.

FAST-DHS

На нынешнем этапе разработки данная система носит менее вызывающее название Future Attribute Screening Technologies (будущие технологии проверки признаков) или кратко FAST (быстро), что прозрачно намекает на перспективы очень оперативного отлова злоумышленников. Текущая версия FAST была недавно испытана на 140 примерно добровольцах в штате Мэриленд.

Комплекс сенсоров включал в себя цифровые видеокамеры, инфракрасные тепловые датчики и безопасный для глаз лазерный радар, именуемый Bio-Lidar и дистанционно измеряющий параметры типа пульса или темпа дыхания. По итогам этих испытаний представители DHS с гордостью сообщили прессе, что результаты «выглядят весьма многообещающе». А именно, система смогла выявить враждебные намерения с 78-процентной точностью, а попытки обмана в 80% случаев.

Критики же всех подобных начинаний, от которых за версту разит псевдонаукой, видят в подобных «оптимистичных» показателях нечто совершенно иное.

Во-первых, система выявляла порядочных людей, которым было велено вести себя «как преступники и террористы». Во-вторых, из этого абсолютно не следует, что та же система способна выявлять реальных преступников, которые в жизни очень часто ведут себя как вполне обычные люди. В-третьих, подобная система по определению будет давать огромное число ложных опознаний, поскольку…

Впрочем, перечень доводов против подобных «волшебных» систем очень велик и сильно пересекается с известным списком претензий к детекторам лжи. Разработчиков подобных технологий, правда, это еще никогда не останавливало.

FAST2

%d такие блоггеры, как: