С 15 ноября 2015 полностью и официально прекратил своё существование музыкальный онлайн-сервис Zune корпорации Microsoft. Одноименный аппарат-медиаплеер был убит компанией намного раньше, еще в 2011.
Поскольку вся история Zune очень плотно закручена вокруг DRM, т.е. технологий «управления цифровыми правами», уместно и поучительно вспомнить, как это все начиналось.
(Ноябрь 2006)
Если бы потребители только знали, что такое DRM и как это работает, то мы бы уже прогорели. (Питер Ли, член дирекции компании Disney)
Корпорация Microsoft официально представила «городу и миру» свой мультимедийный плеер Zune, который для жителей США запускается в широкую продажу накануне рождественских праздников, а до обитателей остальных стран доберется в течение 2007 года. Событие это является весьма знаменательным не только (и не столько) потому, что Microsoft — далеко не рядовая компания, а по причине множества выдающихся особенностей Zune.
Ибо за словом этим стоит не просто еще один плеер, а тщательно продуманная и подготовленная кампания по разворачиванию крупномасштабной и многоярусной развлекательной платформы для продаж и распространения музыки, фильмов и прочего медиа-контента. Эта платформа должна не просто составить конкуренцию сверхуспешному проекту Apple iPod / iTunes, но и превзойти его в популярности среди пользователей. Если получится, конечно.
В своем стартовом виде плеер Zune по большинству параметров почти не отличается от других нынешних плееров с накопителем на жестком диске. Емкость диска 30 Гбайт; встроенный FM-приемник; линейные размеры несколько больше, чем у iPod, но при этом больше и размер экрана — диагональ 3 дюйма, 320х240 пикселей, смотреть можно в режимах «портрета» или повернутого на 90 градусов «пейзажа», что особо удобно при широкоформатной картинке. Самая же главная особенность, отличающая Zune от собратьев-плееров других фирм — это модуль WiFi для беспроводной передачи файлов между устройствами.
Встроенные возможности WiFi-связи армия поклонников iPod ждет и просит от Apple уже много лет, но пока что совершенно безрезультатно. Всем понятно, что быстро и без проводов перекачивать в плеер музыку, видеоклипы и другие файлы из компьютера, а то и сразу из интернета — это чрезвычайно удобно и заманчиво. Или, скажем, с одного плеера вещать через WiFi музыкальную программу для всей компании с такими же аппаратами, устроив своего рода «бесшумную вечерушку».
Разных приложений для WiFi в плеере придумано уже в изобилии, вот только аппаратов доступных на рынке нет. По этой причине, включив столь привлекательную для пользователей функциональность в состав Zune изначально, Microsoft реально могла бы сразу привлечь к своему продукту тучу давно уже созревших поклонников.
Могла бы — но не привлечет.
Потому что возможности WiFi в Zune ужаты и урезаны до такой степени, что беспроводные коммуникации в аппарате оказываются практически бесполезны.
Соединяться по беспроводной связи с компьютером нельзя, выходить в интернет для скачивания файлов — тем более нельзя, транслировать в локальную WiFi-сеть видеоклипы или принимаемую радиопередачу — тоже нельзя. Практически ничего нельзя, короче говоря.
Ну а что же можно-то? А можно соединить через WiFi один Zune с другим и перекинуть с плеера на плеер картинку или — для чего фишка и задумана — музыкальный файл. Который получателю разрешено прослушать по схеме «3х3», т.е. либо не более трех раз, либо до истечения 3-дневного срока хранения. После чего аудиотрек совершит акт самоубийства и прекратит свое существование в плеере.
Столь богатая перспектива преподносится пользователям как необычайно интересные возможности для общения с друзьями и удобного ознакомления с новой музыкой. Ибо если музыка прослушанного трека понравилась, то в память об усопшем можно заложить в плеере ярлычок-закладку и при очередном заходе с компьютера в онлайновый магазин Zune Marketplace совершить «акт воскрешения», купив помеченный файл в личное пользование.
Если же пересказать то же самое чуть иными словами, то вся доступная WiFi-функциональность встроена в Zune с единственной, по сути дела, целью — чтобы владельцы плееров выступали в качестве бесплатных рекламных агентов музыки, продаваемой в Zune Marketplace.
Ну а бонусом-поощрением за эту добровольную помощь выступает возможность перебрасывать по WiFi картинки. И поскольку продажи картинок Microsoft сейчас не интересуют, то их получатель сможет хранить в своем Zune сколь угодно долго — в независимости от того, защищены эти изображения копирайтом или нет (точнее, пока правила игры в очередной раз не изменятся, но об этом чуть позже).
Помимо приятного бонуса, есть у WiFi плеера и своего рода анти-бонус, накладывающий жесткие ограничения даже на то, что не принадлежит ни Microsoft, ни другим фирмам, ни вообще кому-либо еще кроме вас. Ибо защита аудиофайлов, принятых через канал WiFi, устроена в Zune так, что по универсальной схеме 3х3 уничтожается все без разбора — даже если это не музыка вовсе, а лично вами записанный и сжатый аудиофайл агуканий и смеха вашего новорожденного первенца или братика/сестренки.
Технология DRM-защиты файлов в рамках платформы Zune вообще представляет собой нечто чрезвычайно примечательное. Ибо здесь корпорация Microsoft пошла на беспрецедентные шаги, отказавшись от воспроизводства ею же самой разработанного формата и заодно «кинув», по сути, всех своих бизнес-партнеров, на этот формат сделавших ставку.
Речь идет о предыдущей технологии защиты под названием PlaysForSure, с помощью которой упакованы для ограниченного пользования файлы Windows Media Audio / Video, продаваемые на популярных в народе сайтах Napster 2.0, Rhapsody, Yahoo! Unlimited, Movielink, Cinemanow и в целом ряде других онлайновых медиа-магазинов.
Защищенный DRM-формат получил от разработавшей его Microsoft декларативное название PlaysForSure, т.е. «играет наверняка», дабы убедить всех потенциальных покупателей в его подлинной «кросс-платформенности», или гарантированной воспроизводимости файлов, купленных в разных магазинах и под разные плееры (в пику, конечно же, закрытому от всех формату защиты FairPlay, принятому в магазинах Apple iTunes и плеерах iPod).
Теперь же гордое имя «играет наверняка» может восприниматься не иначе, как издевательски, ибо в плеерах Microsoft Zune все купленные пользователями ранее файлы микрософтовского формата PlaysForSure гарантированно играть НЕ будут.
Вытворяющая подобные кульбиты корпорация, конечно же, понимает, что поступает, мягко говоря, не очень красиво, а потому в официальном пресс-релизе о выпуске Zune заявить об этом в явном виде постеснялась. Но сообщила-таки новость неявно — в набранной мелкими буквами сноске номер 4, где уточняется, что «программное обеспечение Zune может импортировать аудиофайлы в незащищенных форматах WMA, MP3, AAC; фотографии в JPEG; и видео в WMV, MPEG-4, H.264».
Понимающему человеку из этого примечания сразу станет ясно, что прослушивание DRM-защищенных файлов iTunes AAC как обычно не предусмотрено, но в этом же списке недоступных по умолчанию оказались и защищенные файлы Windows Media… Что вряд ли можно объяснить чем-либо иным, кроме как категорическим нежеланием Microsoft делиться хоть с кем-то гипотетическими плодами успехов своей новой платформы Zune.
Понятно, что виной всему феноменальный коммерческий успех Apple с ее закрытой платформой iPod / iTunes, который в Microsoft явно хотели бы повторить. Ради этого и в попытках привлечь к Zune максимум заинтересованных пользователей, руководство MS даже делает весьма и весьма необычные заявления.
Например, в одном из своих недавних интервью Джей Оллард, вице-президент корпорации, ведающий созданием Zune, среди комментариев о широких возможностях плеера в воспроизведении разнообразного контента сказал буквально следующее:
«Мы будем воспроизводить видео в формате H.264, потому что сейчас в Сети много контента для видео-iPod’ов. И много программ для копирования DVD, которые перекодируют видео в эти популярные форматы, будь то MPEG-4 или H.264, мы будем их поддерживать».
Иначе говоря, в руководстве Microsoft прекрасно относятся к всевозможным незащищенным форматам медиа-файлов, свободно гуляющих по Сети или изготовляемых с помощью запрещенных в США программ снятия DRM-защиты, и поддерживают почти их все, если пользователю вдруг захочется воспроизвести эти файлы с помощью Zune. Однако файлы, купленные в магазине Zune Marketplace будет воспроизводить исключительно плеер Zune и никакой другой. А любые самовольные попытки снять DRM-защиту Zune-файлов будут преследоваться корпорацией Microsoft самым решительным образом (см. врезку «Две большие разницы»).
[ВРЕЗКА]
Две большие разницы
Брюс Шнайер, известный американский эксперт по компьютерный безопасности, абсолютно уверен, что неисчислимое количество дыр в защите программного обеспечения — это прямой результат безответственности софтверных компаний, не имеющих серьезных правовых и финансовых стимулов для более внимательного отношения к этой проблеме.
Поначалу патчи, латающие дыры в безопасности ПО, вообще были довольно редкой вещью. Создатели программ просто делали на людях вид, что никаких таких опасностей реально не существует, а сами втихаря вносили нужные исправления в код и решали проблему — но только в следующей версии программы. Однако затем набрало силу движение за полное раскрытие уязвимостей, когда независимые исследователи стали широковещательно объявлять о найденных ими дырах.
В такой ситуации игнорировать очевидные дефекты программ стало невозможно, тем более, что заметно участились случаи появления компьютерных вирусов-червей, эти дыры использующих. Пришлось заняться регулярным выпуском патчей-заплаток, причем делать это шустро, ибо вызываемые червями проблемы могли приводить к крупномасштабным выходам техники из строя.
Но даже сегодня, пишет Шнайер, когда патчи стали нормой, ни одна из софтверных фирм не любит это делать. Каждый патч — это публичное признание допущенной компанией ошибки. Патчи раздражают пользователей, заставляя все время обновлять ПО, после чего оно не всегда работает правильно — что злит еще больше. Поэтому каждая компания-разработчик пытается отыскать в этом нервном деле некое экономическое равновесие — между тем, насколько будут раздражены пользователи из-за незалатанной вовремя программы и тем, соответствует ли уменьшение данного раздражения цене изготовления заплатки.
Корпорация Microsoft начиная с 2003 года решает эту проблему балансировки с помощью объединения всех текущих заплат в пакеты. Вместо выпуска каждого обновления поодиночке, все патчи сводятся в один блок, который выпускается по вторым вторникам каждого месяца. Считается, что таким образом увеличивается надежность патчей и сокращается стоимость их разработки.
Пользователи же Windows платят за эту стратегию тем, что их машины остаются беззащитными для уже известных опасностей в течение примерно месяца. Но в условиях полного отсутствия законов, которые установили бы ответственность фирм-разработчиков за надежность их ПО и превратили постоянный выпуск патчей в разорительное дело, «патчи по вторникам» оказываются самым лучшим из того, на что могут рассчитывать потребители.
Корпорация Microsoft — это не благотворительная организация, а фирма, бизнес которой — делать деньги. Обеспечение же безопасности пользователей выпуском патчей-заплаток — это лишь побочная и второстепенная задача в сравнении с главной целью. Ну а заставить Microsoft по-настоящему оперативно реагировать на дыру в защите может только конкретный экономический интерес. Что и продемонстрировала предельно ярко история с уязвимостью в программе DRM-защиты Microsoft PlaysForSure.
В августе этого года некий хакер создал программку FairUse4WM («честное использование для Windows Media»), которая снимает защиту с медиа-файлов в версиях формата WM DRM 10 и 11. Интересно, что с точки зрения обычного пользователя данную утилиту никак нельзя назвать «уязвимостью» в обычном смысле этого слова. Потому что никто из-за нее не начнет бояться и стонать что-нибудь типа такого: «О нет! Теперь я могу и в машине играть музыку, купленную для настольного ПК. Надо скорее поставить патч, чтобы этого делать было нельзя»…
Но у Microsoft существенно иное понимание того, что такое уязвимость. FairUse4WM ощутимо влияет на отношения компании с ведущими лейблами звукозаписи и вообще на серьезную статью доходов. Быстрое устранение этой «уязвимости» является приоритетной задачей корпорации, а что там думают по данному поводу пользователи — абсолютно неважно. Очень конкретные финансовые угрозы действуют намного эффективнее, нежели абстрактные разговоры о важности укрепления безопасности.
Поэтому здесь Microsoft совершенно не намерена терять время — она выпускает патч через три дня после появления FairUse4WM. В данном случае и речи не идет о том, чтобы ждать стандартный месяц.
Но хакер оказался тоже не промах — и вскоре появляется FairUse4WM версия 1.2, успешно обходящая патч Microsoft. Корпорация через четыре дня отвечает новым патчем, но одновременно, видимо, осознает, что таким способом выиграть эту схватку вряд ли удастся. И тогда изобретается нечто совершенно иное.
Microsoft обвиняет неизвестного хакера в том, что он якобы похитил интеллектуальную собственность компании — исходные коды PlaysForSure — и подает на него в суд, дабы власти завели на похитителя дело и объявили его в розыск для привлечения к ответу. Естественно, у корпорации нет абсолютно никаких доказательств хищения кодов, но там уверены, что столь умело обходить защиту может только тот, кто знает исходный текст программы…
[КОНЕЦ ВРЕЗКИ]
Комментируя все эти новации во встречном пресс-релизе, правозащитная организация EFF особо подчеркнула, что инициатива с Zune — это ярчайший пример того, что DRM в сочетании с законом DMCA (американский «закон о копирайте в цифровом тысячелетии», трактующий снятие защиты файлов как преступление) фактически являются обманом потребителей.
Сначала с помощью защищенных DRM-файлов покупателя пристегивают к тем устройствам воспроизведения, которые нравятся продавцу. А затем, когда тот же продавец выпускает новое средство воспроизведения (Zune), покупателя вынуждают в очередной раз покупать музыку, за которую он уже сполна заплатил.
Причем в условиях DRM картина такая с неизбежностью будет повторяться всякий раз, когда на рынок выводится очередное устройство воспроизведения, несовместимое с предыдущими. А единственным разумным мостом между устройствами разных поколений оказываются свободные от DRM форматы вроде MP3, преобразование к которым пытаются ныне сделать противозаконным не только в США, но и во многих других странах.
Иначе говоря, совершенно честное и справедливое намерение покупателя сохранить и дальше использовать накопленную медиатеку превращается в преступление. Быть может, говорят в EFF, история с Zune станет наглядным уроком для всех, кто в своем заблуждении расхваливает определенные средства DRM как «открытые» и предлагающие людям «свободу выбора» — лишь на том основании, что эти средства защиты распространены шире, чем другие форматы.
Потому что в условиях DRM и DMCA ничего не будет «играть наверняка», независимо от того, покупается это у Apple, у Microsoft, или у кого-то еще. Любой приобретаемый файл с DRM-защитой в действительности не принадлежит покупателю, а по сути сдается в аренду. Со всеми вытекающими отсюда известными последствиями в случаях, когда изменяются условия аренды — или плати снова, или все потеряешь.
Что же можно констатировать в итоге?
Поклонники Zune уже сейчас видят в новой платформе Microsoft множество факторов, которые должны обеспечить новинке грандиозный успех на рынке. Наверняка гладкое сопряжение плеера с ОС Windows и игровой приставкой Xbox 360 сделает устройство миниатюрной версией «медиа-центра». Встроенная пиринговая WiFi-связь между плеерами мыслится как очень модное дополнение для интернетовских «социальных сетей» общения, особенно популярных в среде молодежи, ценящей возможности легкого обмена музыкой и картинками. В магазине Zune Marketplace столь гигантской фирмы как Microsoft наверняка будет не меньше разнообразной музыки, чем у Apple в iTunes. Ну а что касается выбора видео, то тут MS наверняка будет вне конкуренции, ибо уже заручилась поддержкой кинокомпаний Twentieth Century Fox, Paramount, Sony Pictures, Universal Pictures, Warner Bros, Lions Gate, MGM Pictures, а также огромного множества ведущих ТВ-компаний и каналов разных стран.
Но все это, как говорится, лишь одна сторона медали. С другой же ее стороны — полный набор DRM-замков, прочно пристегивающих медиа-файлы исключительно к конкретному аппарату Zune и делающих их бесполезными в условиях любого другого плеера.
Поклонники Apple и iPod согласились на подобную схему, но компания Apple, напомним, была такой от рождения, с самого начала активно возражая против широкого лицензирования своих технологий. Отчего и имеет не больше 5% на рынке персональных компьютеров. И захотят ли пользователи по всему миру наступать на такие же грабли, но теперь в исполнении Microsoft (завоевавшей свыше 90% рынка благодаря в корне иной бизнес-модели), — это очень и очень большой вопрос.
Почему-то хочется верить, что потребители все же окажутся умнее.
Также есть определенная вероятность, что платформу Zune сумеют расковырять любознательные хакеры, научившись ставить на нее «левые» Windows-программы расширения функциональности, а то и целую ОС Linux. Тогда, безусловно, привлекательность плеера со встроенной WiFi-связью возрастет многократно. Но это будет уже совсем другая история.
# # #
Дополнительное чтение в тему
DRM, сурки и динозавры, https://kiwibyrd.org/2015/05/27/155/
Кондуктор нажал на тормоза, https://kiwibyrd.org/2015/05/24/82/
Корень зла, https://kiwibyrd.org/2014/07/11/61/