Васцилляция Хайда, научные табу и просто совпадения

( Июнь 2020, idb.kniganews )

Убийство Джордано Бруно и разбившиеся инопланетяне под Розуэллом, феномены погоды и загадки ядерной физики, отмена Индекса запрещённых книг и «Цикл индекса» в Википедии. Какая связь может быть между столь разными вещами? Связь тут обнаруживается отчётливая – если обращать внимание на детали и «просто случайные совпадения»…

В 1948 году Ватикан прекратил издавать свой Индекс запрещённых книг, куда, в частности, входили все произведения Джордано Бруно. Несколько ранее, летом 1947, под городом Розуэлл, США, случилось падение летательного аппарата чрезвычайно необычного – инопланетного – вида. Местные военные, собравшие и спрятавшие обломки, сначала этот факт официально подтвердили, однако вскоре поспешно и нелепо сами себя опровергли.

Какая взаимосвязь может быть между двумя этими столь разными событиями? Кроме примерно одного и того же года в исторической хронологии, естественно. Взаимосвязь, если приглядеться, обнаруживается довольно интересная.

Спустя ровно полстолетия, в 1998 году, римский Папа Иоанн Павел II пригласил в Ватикан выдающегося российского математика Владимира Игоревича Арнольда. Впоследствии об этом визите Арнольд рассказывал так:

Наши беседы с Иоанном Павлом II были длительными и откровенными. Я прожил тогда в Ватикане несколько недель во время конференции Ватиканской академии наук, куда меня пригласили войти. Я, однако, отказался, сославшись на сожжение Ватиканом Джордано Бруно. Папа в ответ на мой отказ рассказал много интересного, в совершенно неформальных беседах.

Прежде всего он предложил вести эти беседы не по-французски, а «просто по-русски». Затем он объяснил, что Джордано Бруно, в отличие от Галилея, был осуждён за действительный проступок: он заявил, будто «наукой доказана множественность обитаемых миров». Бруно считал, что некоторые из них достигли более высокого уровня развития своей цивилизации, чем мы, и уже посылают нам сигналы, «к которым нужно только прислушаться».

«Откройте мне хоть одну внеземную цивилизацию — и я сразу реабилитирую Джордано Бруно!» — сказал мне папа.

На призыв папы «Откройте хотя бы одну…» имеет смысл обратить внимание.

В 1947 году инопланетяне вполне ясно предоставили людям Земли материальные свидетельства своего несомненного существования. Однако все эти вещи были поспешно и свирепо засекречены, что подтверждается тучей абсолютно достоверных документов и свидетельств (подробности см. в тексте «НЛО: история болезни»).

Ватикан, соответственно, уже в 1948 году аккуратно и без лишнего шума отказался от запрета на произведения Бруно, выжидая, так сказать, что будут делать теперь светские власти. А власти эти, как известно, далее в области раскрытия не сделали абсолютно ничего. Вместе с накоплением фактов ситуация с их засекречиванием стала только хуже. Соответствующим образом повёл себя и Ватикан. Раскройте известные факты об инопланетянах – и мы тут же реабилитируем Джордано…

#

Определённо имеет также смысл обратить внимание на время и место бесед, происходивших между Иоанном Павлом II и Владимиром Арнольдом. Год 1998, Папская академия наук. Что это за любопытное академическое заведение, и что ещё примечательного происходило тогда в данной области пересечения сфер науки и религии?

Папская академия наук представляет собой полностью автономное и весьма небольшое – порядка 70 человек – сообщество ведущих учёных планеты, собранное Ватиканом в мощный интеллектуальный коллектив независимо от вероисповедания (если таковое имеется), от расовой, национальной или половой принадлежности. Представители высшей научной элиты, короче говоря, которых лично выбирает Папа по рекомендациям Совета Академии. И которые ежегодно съезжаются в Ватикан на междисциплинарные конференции для обсуждения разного рода актуальных проблем науки и общества.

Поскольку Владимир Арнольд после бесед с Иоанном Павлом II так и не изменил свои взгляды на несправедливости жизни, тот первый визит его в Папскую академию стал также и последним. А потому за комментариями относительно сути данного заведения более логично обратиться к тем из учёных, кто регулярно собирается на конференциях Ватикана в качестве действительных академиков. Вот что рассказывает, в частности, на эту тему известнейший российский математик Юрий Иванович Манин (в статье для журнала «Природа» 1997 года, выпуск № 8).

Папская академия была основана в 1603 году, но в современном виде существует только после коренной реформы, проведённой Пием XI в 1936 году. Согласно уставу 1936 года, цель Академии –– способствовать прогрессу математических, физических и других естественных наук и изучению связанных с ними гносеологических проблем. Членство в Академии не связано с какими бы то ни было ограничениями по этническому или религиозному признаку. В её состав входили Макс Планк, Нильс Бор, Эрнест Резерфорд, Эрвин Шрёдингер, Чарльз Шеррингтон, Вито Вольтерра.

В 1996 году я имел честь быть избранным в Академию вместе с моим коллегой Сергеем Новиковым, биохимиком и нобелевским лауреатом (1980) Полом Бергом, астрономом Верой Рубин, биологом и нобелевским лауреатом (1958) Джошуа Ледербергом. Научные сессии 1996 года были посвящены происхождению и ранней эволюции жизни и возникновению структуры во Вселенной на уровне галактик.

Папа Иоанн Павел II дважды в том году обращался с посланиями к Академии. Во втором из них, от 29 ноября, он писал: «Одна из задач вашей Академии –– предоставлять святому престолу и Церкви по возможности полную и современную картину новейших открытий в различных областях научного знания. Этим вы способствуете росту взаимопонимания между наукой и верой. В прошлом взаимные недоразумения порой определяли эти отношения. К счастью, Церковь и научное сообщество могут сегодня рассматривать друг друга как партнёров в общем стремлении ко всё более совершенному пониманию Вселенной, той сцены, по которой человек идёт сквозь время навстречу своему трансцендентному предназначению.»

На этих вдохновляющих словах цитирование Папы и статьи математика можно закончить – и немного углубиться в затронутую там тему о новых членах Академии. Потому что именно в тот 1996 год, в ознаменование 60-летия жизни этого заведения по новому уставу, Папа ввёл в состав новых академиков несколько большее число учёных, нежели обычно. То ли по этой, то ли по какой-либо ещё причине, но Юрий Манин назвал не всех. И вот именно такое – не упомянутое в его списке – научное имя заслуживает особо пристального внимания.

#

Дабы стало понятнее, отчего к одному из ватиканских академиков по имени Раймонд Хайд (Raymond Hide) – а главное, к его важнейшему научному достижению – внимание требуется здесь особо пристальное, достаточно проделать несколько простых манипуляций. Для начала – заглянуть в русскоязычную Википедию. И сразу выяснить, что в огромном массиве из более чем полутора миллионов статей онлайновой энциклопедии практически никакой информации про этого выдающегося учёного-геофизика просто нет. За исключением небольшого абзаца в статье «Цикл индекса» (о чём подробнее чуть далее).

Поскольку Хайд – учёный британский, вполне естественно перенести далее поиски в самый большой, англоязычный сегмент Википедии, насчитывающий ныне свыше 6 миллионов статей обо всём на свете. Тут, конечно же, соответствующая статья про видного учёного Хайда имеется. И с подробностями рассказывает почти обо всём.

Про его рыцарский титул, про академические звания, профессорские и директорские должности, многочисленные медали и награды, президентские посты в международных или национальных научных обществах, и всякое прочее в том же возвышенном духе. Единственное, чего там заметно недостаёт – это содержательных сведений о сути научных достижений большого учёного.

В биографической статье, посвящённой выдающемуся деятелю науки, отсутствие подобной конкретики уже должно настораживать. Потому что обычно это признак попыток скрыть нечто важное, но по каким-то причинам утаиваемое. Кто именно, с какой целью и с помощью каких административных ресурсов этим занимается – здесь рассматривать не будем (на этот счёт есть другие аналитические материалы, см., к примеру, здесь  и тут).

Уникальный и замечательный проект Wikipedia, к счастью, всё ещё сохраняет некоторые признаки общенародного дела, хотя бы отчасти способного противостоять диктату всемогущих администраторов. Поэтому кое-что из блокируемой для распространения информации разместить честным и порядочным редакторам-википедистам всё-таки удаётся – пусть и экзотическими порою способами.

В частности, для конкретной ситуации с научными табу в биографии Раймонда Хайда, чуть более пристальный анализ текста в самом конце вики-статьи приводит к строкам ссылок на «внешние источники». И именно там без каких-либо комментариев обнаруживается скупая ссылка на материал про «Васцилляцию». Причём отсыл идёт – внимание! – на русскоязычную википедия-статью: External links: Vacillation (in Russian) .

Когда же вы перейдёте по данной ссылке, то обнаружите, что статьи такой, «Васцилляция», в русской Википедии нет на самом деле. А есть статья о природном феномене гидродинамики и метеорологии под названием «Цикл индекса». Где тоже ближе к концу текста имеется небольшой подраздел про историю открытия «васцилляции Хайда» – как одного из проявлений феномена, надо понимать.

И вот тут уже определённо пора задаться вопросом: так что же во всём этом интересного и важного, собственно?

Важно это, в первую очередь, по той причине, что Васцилляция является понятием не только более общим, нежели Цикл индекса, но и представляет собой самое первое научное открытие Раймонда Хайда. Открытие, с которым он сразу и весьма заметно вошёл в большую науку в начале 1950-х годов, к которому он многократно возвращался на протяжении всей своей долгой научной жизни и которому посвящал специальную лекцию в стенах Папской академии Ватикана уже в годы 2000-е.

Также это важно ещё и по той причине, что именно удивительное явление васцилляции, экспериментально открытое Хайдом, на рубеже 1950-60-х годов подтолкнуло Эдварда Лоренца к компьютерному моделированию феномена. В результате чего были открыты знаменитый ныне «странный аттрактор», также известный как «бабочка Лоренца», а самое главное – именно здесь закладывались математические основы теории детерминированного хаоса. То есть одного из главных – и воистину революционных – достижений науки физики во второй половине XX века…

Ну а о-о-очень это всё интересно по той простой причине, что в необозримо гигантской англоязычной Википедии — при её шести с лишним миллионах статей — на сегодняшний день о том, что представляет собой физический феномен Vacillation, не обнаруживается абсолютно никакой информации. Нет вообще ничего. Хуже того, нет там даже англоязычного аналога для русской статьи «Цикл Индекса».

Данный факт также должен быть чрезвычайно интересен и удивителен для всех, кто хотя бы в общих чертах представляет суть предмета. Потому что более развёрнутое название этого важного природного феномена – «Цикл индекса Россби». А Карл Густав Россби – это один из главных отцов современной научной метеорологии, ни много ни мало… В соответствующей вики-статье, посвящённой этому учёному, имеется куча ссылок на связанные с ним термины: кратер Россби, волна Россби, параметр Россби, деформация радиуса Россби, медаль имени Россби, наконец. Всё есть, короче, – за исключением Цикла индекса Россби…

#

Нас здесь, впрочем, интересует только лишь как бы «подраздел» Цикла индекса (а на самом деле фундаментально важный не только для физики жидкостей, но и для понимания природы в целом) – феномен под названием «Васцилляция Хайда».

Как бы странно это ни звучало и ни выглядело, но по-настоящему содержательный и общедоступный инфоресурс, рассказывающий про большого учёного Раймонда Хайда и его выдающееся открытие, на сегодняшний день в англоязычной части интернета имеется лишь в единственном месте – на веб-сайте Папской академии наук в Ватикане.

Только там, фактически, о научных достижениях Хайда рассказывается «просто как есть», без всяких странных научных табу:

Главные вклады этого учёного сделаны в областях геофизики (геомагнетизм, метеорология, океанография и т.д.), физики планет, механики жидкостей и нелинейной динамики. Его работы в области гидродинамики и магнитогидродинамики (МГД) вращающихся жидкостей объяснили феномены течений в атмосферах, в океанах и недрах планет.

В лабораторных исследованиях тепловой конвекции он открыл различные режимы «васцилляции», а также другие типы периодического либо апериодического движения в жидкости. Эти работы Хайда (а) существенно повлияли на математические исследования детерминированного хаоса и (б) предоставили парадигму для интерпретации крупномасштабных потоков в атмосферах планет.

Здесь нет особого смысла переводить-воспроизводить целиком всю эту веб-страницу об открытиях и вкладах учёного. Но непременно надо отметить, что там же выложены PDF-файлы с текстами выступлений Хайда на конференциях Папской академии, а одна из таких лекций целиком посвящена васцилляции, истории её открытия и роли в науке: Raymond Hide. Geomagnetism, vacillation, atmospheric predictability and deterministic chaos, PDF .

Что же касается необозримых просторов Рунета, то и здесь никакой содержательной-общедоступной информации о Васцилляции на русском языке практически нет – за единственным исключением в виде сайта kniganews.org . Где об этом универсальном феномене природы рассказывается в целом наборе примечательных контекстов. Включая – внимание! – и прямые взаимосвязи между васцилляцией Хайда и важным физико-математическим открытием Владимира Арнольда.

О чём сам математик, правда, ничего так и не узнал, судя по всему. Ибо Арнольд отверг приглашение в Папскую академию, в её ежегодных конференциях после 1998 больше не участвовал, а потому и лекцию Хайда не услышал…

[ Продолжение следует ]

# # #

Дополнительное чтение:

Про страшный урок инквизиторов и неосвоенное научное наследие Джордано Бруно: От сферы Паскаля к фибрации Хопфа

О престранной истории тотального «обмана и отрицания» длительностью свыше 70 лет: НЛО: история болезни

О примечательных параллелях в судьбах больших ученых: Новая физика из старых книг (Арнольд и Полчински)

О любопытных и сильно разных путях, приводящих к одной и той же научной идее: Сад сходящихся троп: Манин и Паули

Про Вольфганга Паули, Карла Густава Россби и такие вещи в истории науки, которые не видит и не знает практически никто: Незабавные совпадения

Про «бабочку Лоренца» в крайне странных контекстах: схемы путешествий души в трудах алхимика Атанасиуса Кирхера и примечательные параллелизмы в биографиях Вольфганга Паули и Владимира Набокова: Бабочка Лоренца под звездой Вифлеема ; Там За Облаками, глава (61)

# #

Основные источники:

В. И. Арнольд. «Наука математика и искусство математиков». Лекция в МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, 24 июня 2008

Юрий Манин. «Ватикан, осень 1996». Природа, 1997, № 8 (также см. в сборнике: Ю.И. Манин, «Математика как метафора», МЦНМО, 2014)

Lorenz, E. N., The Mechanics of Vacillation. Journal of the Atmospheric Sciences (1963) 20 (5): 448–465

Raymond Hide, “Geomagnetism, vacillation, atmospheric predictability and deterministic chaos”. In ”Paths of Discovery”, Pontifical Academy of Sciences, Acta 18, Vatican 2006