( Июнь 2020, idb )
Посреди главной площади древнего города стоит высокий гранитный обелиск. Общеизвестно, что обелиск нездешний и намного древнее города. Кто и зачем его сделал, где и когда впервые установил – на этот счёт, однако, достоверных сведений у науки нет. Но вот известные подробности вокруг истории этого монумента складываются ныне в удивительную и озадачивающую картину.
Площадь Св. Петра в Риме с точки зрения архитектурной композиции устроена и размечена весьма замысловатым образом. Главные оси овала, лежащего в основе формы площади, очень точно сориентированы по сторонам света. Этот факт подчёркивает огромный, размером на всю площадь прямой крест, выложенный мрамором на мостовой, так что одна – большая – перекладина креста соответствует оси Север-Юг, а вторая перекладина, соответственно, – оси Восток-Запад.
На изображение креста прямого наложен крест ещё один, косой, глубокие принципы геометрии которого были долгое время не совсем ясны, однако на сегодняшний день уже установлены вполне достоверно. И совершенно отчётливо привязаны к траекториям движения солнца по небосводу.
Высоченная игла гранитного обелиска, установленного в точке пересечения перекладин крестов — в геометрическом центре площади, иными словами — с давних пор используется как гномон солнечных часов. То есть тень обелиска служит в качестве стрелки, отмечающей на мостовой ход времени в течение дня. Но есть у обелиска, как выяснилось, и еще одна календарно-астрономическая роль, обнаруженная и подтвержденная исследователями лишь совсем недавно (Sparavigna, Amelia Carolina. Light and Shadows in Bernini’s Oval of Saint Peter’s Square. PHILICA Article number 540. November 8, 2015 ).
По периметру овала площадь окружена массивной колоннадой, края которой отмечают вход на площадь. Но кроме того, как теперь установлено, эти же края колоннады весьма аккуратно, с точностью до долей градуса, отмечают точки восхода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний. Иначе говоря, самую южную и самую северную точки восхода на горизонте, 21 июня и 21 декабря, соответственно.
На среднем фото: программа SunCalc в приложении для анализа спутникового снимка площади Св. Петра, полагая центром точку расположения обелиска. Жёлтые лучи линий соответствуют азимутам на точки восхода в дни летнего и зимнего солнцестояний.
Первооткрыватель этого примечательного и неоспоримого факта, Роберт Бьювал, широко известный энтузиаст «альтернативной истории», на данной основе написал целую книгу в ненавистном для серьёзных учёных жанре «типа нью-эйдж». Где достоверные факты легко переплетаются с собственными гипотезами и домыслами авторов, а в итоге получается такая историческая картина, в которой обычным читателям чрезвычайно сложно отделять правду от вопиющих фантазий, натяжек и подтасовок. (Серьёзная наука историков такими делами тоже грешит, бывает, но только обычно это устроено поскромнее, без ненужной сенсационности.)
Как бы там ни было, ни собственно книга Роберта Бьювала и Кьяры Гогенцоллерн под названием «Ватиканская ересь: Бернини и строительство Герметического Храма Солнца», ни суть её весьма спорных утверждений-домыслов здесь рассматриваться не будут совершенно никак. Что же будет рассмотрено в подробностях, так это достоверные факты из примечательной биографии древнего обелиска, стоящего в центре площади Св. Петра.
Ибо факты эти в своей совокупности оказываются столь необычны, что просто лишь они одни – вообще без всяких домыслов и фантазий – в итоге складываются в картину крайне странную и удивительную. Практически не поддающуюся рациональным объяснениям для современной науки…
#
Известный сегодня как Ватиканский Обелиск, этот древнеегипетский монумент из твердого красного гранита был привезён в Рим около двух тысяч лет назад и уже в те времена считался чрезвычайно древним. Одни античные историки относили время его создания к фараонам XII династии, другие – к фараонам V династии, то есть свыше 2 тысяч лет до новой эры.
Сам обелиск, однако, в отличие от прочих подобных монументов египтян, не имел на себе никаких выбитых надписей и барельефов, хоть как-то указывающих на датировку. Местом же его происхождения был город Иуну, известный историкам как главный религиозный центр страны с древнейших времен ещё додинастического периода, то есть свыше трёх тысячелетий до н.э. Поскольку главным объектом религиозного поклонения египтян был в тех краях солнечный бог Ра, древние греки впоследствии стали называть Иуну на собственный манер – Гелиополис, то есть Город Солнца.
Достоверно известно, что город Иуну, само название которого переводится как «обелиски, колонны», широко славился не только изобилием храмов, но и множеством всевозможных обелисков. Однако, когда история трёх тысяч лет древнеегипетского государства закончилась вместе с рождением Империи Древнего Рима, главный герой-обелиск нашей истории тут же начал перемещаться из римской провинции в новую «столицу мира».
Для начала, по указанию первого римского императора Августа Октавиана, уже в 30-28 гг. до н.э. префект Корнелий Галл переместил Обелиск из Гелиополиса в Александрию, египетскую столицу со времен Александра Македонского. Здесь этот монумент украсил собой главную площадь, получившую от римлян название Форум Юлия Цезаря.
Примерно через семьдесят лет, однако, для Обелиска пришло время переместиться из Александрии в Рим. В период 37-40 годов н.э. по указанию императора Калигулы огромный монолит высотой свыше 25 метров и весом порядка 320 тонн на специально построенном сдвоенном корабле был перевезён через Средиземное море и доставлен в столицу империи. Здесь он был установлен в центре протяжённой новой арены, задуманной Калигулой в садах Ватиканского холма для устроения состязаний конских колесниц.
Со временем в Риме это стало своего рода особым архитектурным шиком – привозить из-за моря и водружать для собственной славы древнеегипетские обелиски или хотя бы их копии. В общей сложности по такой траектории здесь появились тринадцать обелисков – восемь древнеегипетских оригиналов и пять «новоделов», изготовленных египетскими мастерами по заказам древнеримской знати.
В эпоху утверждения раннего христианства, однако, весь этот древний шик постигла известная и печальная участь великого множества памятников и шедевров античности. Как «идолы язычества» в IV веке н.э. практически все обелиски Рима были атакованы, повалены и разбиты фанатиками. Повалены были почти все – за единственным исключением Обелиска нашей истории.
Почему Обелиск уцелел среди погромов и разрушений, наверняка сказать затруднительно. Но согласно преданию именно возле него, на арене Ватиканского цирка, в 64 или в 67-68 году был казнён через распятие апостол Пётр. Поэтому здесь же впоследствии было решено воздвигнуть памятный храм, Базилику Святого Петра. По мере последующего превращения христианства в официальную государственную религию именно это место вокруг обелиска и храма постепенно стало Ватиканом – эпицентром Римского католического мира.
Главный храм Ватикана, Базилику Св. Петра, начали строить в 334 году н.э. при Константине Великом, однако, из-за целого множества причин полностью завершить стройку и отделку удалось лишь к XVI веку, благодаря трудам Браманте, Рафаэля и, наконец, Микеланджело.
Итоговая композиция Храма существенно наложилась на архитектуру древнего Ватиканского цирка. Так что Обелиск, поставленный на центральной оси арены ещё при Калигуле, теперь оказался стоящим рядом с южной стеной Базилики. На боковой аллее, скрытый стенами храма, высокий монумент стал почти незаметен и всеми словно позабыт.
Идея передвинуть обелиск на почётное место перед входом в Базилику Св. Петра впервые прозвучала, похоже, в XV веке, от Папы Николая V (1447-1455). У этого Папы родился масштабный проект: водрузить основание обелиска на плечи четырёх бронзовых статуй, изображающих апостолов-евангелистов, а на вершину обелиска поместить гигантскую бронзовую фигуру Христа с золотым крестом в руке. Вскоре, правда, Папа Николай V помер, так и не успев приступить к воплощению столь грандиозного замысла.
К реальной задаче по перемещнию Обелиска вернулись лишь более чем столетие спустя, при папе Сиксте V (1585-1590), последнем из «пап Возрождения». Более того, по инициативе этого Папы также были найдены, восстановлены из обломков и водружены на видных местах все прочие древнеегипетские обелиски – теперь уже во имя укрепления веры и славы Христовой.
Что же касается главного Обелиска, то Папа Сикст отказался от идеи Николая с четвёркой евангелистов и заменил их более практичным вариантом – внушительным каменным пьедесталом в окружении четырёх львов, что сделало монумент выше ещё на 15 метров. Также было решено отказаться от рискованной идеи с большой фигурой Христа, балансирующей на вершине иглы обелиска. Вместо этого на пик монумента водрузили сферу и герб семьи Папы, изображающий звезду над тремя холмами, а ещё выше, уже на самой вершине – большой и издалека заметный золотой крест.
Всё это большое мероприятие по перемещению, водружению и украшению Обелиска на новом почётном месте перед Храмом было проведено в течение 1586-1588 гг. под руководством архитектора и инженера Доменико Фонтана. Но в те времена, однако, площадь св. Петра выглядела существенно иначе, нежели сегодня.
Своим нынешним видом площадь обязана гранд-реконструкции, которую спроектировал и осуществил архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини. И устроено это всё было ещё семьдесят лет спустя, в 1657 году.
Присутствие древнеегипетского обелиска в центре площади явно и заметно повлияло на общий архитектурный замысел Бернини, поскольку он совершенно отчётливо сделал монумент центральным элементом всей композиции. И попутно разными способами – явно и неявно – связал Обелиск с намного более древними традициями поклонения Солнцу…
# #
В XVII веке, когда Ватиканская площадь Св. Петра с её Обелиском в центре обрела свой нынешний облик, способность читать и понимать древнеегипетские иероглифы была утрачена людьми давно и полностью. Поэтому место происхождения египетского обелиска было известно либо под греческим названием Гелиополис, либо под библейским «город Он».
Лишь значительно позже, в XIX веке, когда древнеегипетская письменность была, наконец, расшифрована, а исследователи начали составлять и накапливать словари для переводов, для Обелиска нашей истории обнаружились в высшей степени примечательные соответствия. Отмечать и подчёркивать которые, впрочем, почему-то не принято вплоть до сегодняшнего дня.
Настоящее, то есть древнеегипетское название места, откуда началось путешествие Обелиска, звучало, скорее всего, как «Иуну». Хотя споры египтологов на этот счёт всё ещё не закончились. Но как бы там ни было с произношением, из древних текстов вполне достоверно известно, как выглядело название этого города в иероглифической записи. Согласно известному словарю Уоллиса Баджа, наиболее древние варианты записи названия «города Он» имели такой вид:
Здесь самое время напомнить, что Гелиополис – это «город солнца», а Иуну переводится как «обелиски». И обратить внимание на следующие неоспоримые факты.
Пять (или не менее четырёх) тысяч лет тому назад главный герой этой истории стоял посреди религиозного центра, который именовали «Город обелисков». И в записях обозначали набором таких иероглифов: игла обелиска с крестом на вершине и косой крест в круге, обозначающий место на карте.
Сегодня, спустя пять тысяч лет, Обелиск этой истории стоит, казалось бы, совершенно в другом географическом регионе и в стране с абсолютной другой культурой. Но это опять главный религиозный центр, теперь уже католической церкви. Монумент находится в центре площади Св. Петра, что в дословном переводе означает «святого камня». Обелиск снова увенчан на вершине крестом и расположен в центре креста косого, обозначающего его привязку к местности и к движениям солнца-Гелиоса…
Более того, отдельная статья Википедии, посвящённая специфическим особенностям этого религиозного центра, «Обелискам Рима», начинается такими словами:
Город Рим на сегодняшний день располагает самым большим в мире количеством установленных обелисков. Здесь находятся восемь древнеегипетских и пять древнеримских, не считая множества обелисков современных.
Пять тысяч лет – срок очень большой для человечества. Но не для древнего гранитного обелиска, как видим. Словно неведомый магический прибор, он медленно, но верно подчиняет людей чьей-то чужой воле и заставляет их всё время делать снова и снова по сути одно и то же. Тысячелетиями – одно и то же…
Сейчас мы уже можем вполне отчётливо наблюдать и внимательно анализировать, как это всё происходило.
Но вот можем ли мы это объяснить?
# # #
Дополнительное чтение:
Индекс совпадений, или Фракталы истории
Важная сторона жизни математика Воеводского (и почему её пытаются скрывать)
# #
Основные источники:
Amelia Carolina Sparavigna. Light and Shadows in Bernini’s Oval of Saint Peter’s Square. PHILICA Article number 540. November 8, 2015
Robert Bauval and Chiara Hohenzollern. “The Vatican Heresy: Bernini and the Building of the Hermetic Temple of the Sun”. Bear & Co, 2014
Wallis Budge, An Egyptian Hieroglyphic Dictionary, vol. II