(Впервые опубликовано – апрель 2004)
В 1948 году английский писатель Эрик Артур Блэр, более известный миру как Джордж Оруэлл, создал свой знаменитый роман-предупреждение “1984”. Переставив последние цифры текущего года, Оруэлл перенес действие своей антиутопии в сравнительно недалекое будущее, где вся жизнь людей — общественная, личная, любая — оказалась под неусыпным и жестким контролем тоталитарного государства во главе с Большим Братом.
Еще полвека спустя, в середине 1990-х годов американский компьютерщик и журналист Симсон Гарфинкель (www.simson.net) необычайно остро вдруг осознал, что мрачные пророчества Оруэлла начинают сбываться буквально на глазах, причем не где-то в тяготеющих к тирании странах третьего мира, а в свободных и демократических, казалось бы, США.
Повсеместный компьютерный учет, присвоенные всем гражданам номера-идентификаторы, камеры наблюдения на улицах и в зданиях, отслеживаемые покупки по кредитным карточкам и т.д. — в совокупности все эти признаки дивного нового мира инфотехнологий понемногу сводят на нет столь фундаментальное право человека, как право на тайну личной жизни (или по-английски privacy — “приватность”, что, вообще говоря, адекватным словом на русский не переводится и имеет существенно более широкий смысл, типа “право на то, чтобы тебя оставили в покое”).
Будучи человеком весьма и весьма осведомленным в инфотехнологиях, автором и соавтором целого ряда заметных книг (про ОС Unix, защиту информации, программу PGP и т.д.), Гарфинкель явственно увидел — сохранись наметившиеся тенденции еще десяток-два лет, и от тайны личной жизни не останется вообще ничего.
Причем делает это даже не Большой Брат (государство), а сотни и тысячи “маленьких братьев” — корпораций, настойчиво и любыми доступными способами накапливающих всю возможную информацию о потенциальных клиентах и покупателях…
И тогда Симсон Гарфинкель решает написать свой роман-предупреждение — о полной гибели приватности в обществе недалекого будущего, году, скажем, в 2048 (очевидная обратная инверсия оруэлловской схемы 1948-1984-2048).
Однако, по мере работы над романом у автора накопился столь богатый фактами материал об очевидном исчезновении понятия “тайна частной жизни” уже сегодня, а не где-то там в смутном будущем, что в итоге художественно-литературное произведение понемногу само собой превратилось в документально-публицистическое.
В 1999 году (ровно 50 лет спустя после публикации “1984”) вышло первое издание книги Гарфинкеля под названием “Нация баз данных: гибель приватности в 21 веке” (Database Nation: The Death Of Privacy In The 21st Century).
Давая своей работе столь мрачное название, автор решил пойти по пути, проторенному в начале 1960-х годов знаменитой книгой биолога Рэйчел Карсон “Безмолвная весна”. Нарисовав с натуры картины чудовищного загрязнения человеком окружающей среды и предупредив о гибельных для природы опасностях от массового применения пестицидов, книга Карсон фактически породила мощное экологическое движение на планете.
Гарфинкель надеялся, что и его работа — впервые сводящая в цельную и, скажем прямо, жуткую картину огромное количество фактов о степени инфотехнологического вторжения в личную жизнь американцев — станет убедительным сигналом к объединению мировой общественности в борьбе за сохранение своих неотъемлемых прав на приватность.
Сейчас уже ясно, что этого, увы, не произошло. Книга Database Nation, бесспорно, стала заметным явлением в своем жанре, однако ощутимых сдвигов в общественном сознании она не сделала. Причин тому много, но одна из главных — явно неблагоприятная политическая обстановка, установившаяся вскоре после публикации.
Начиная с 11 сентября 2001 года, как известно, лейтмотивом всей американской (да и не только американской) жизни стали угрозы терроризма и безопасность, обеспечиваемая за счет ощутимого сужения гражданских прав.
Ныне все более глубокое вторжение в частную жизнь граждан — контроль за перепиской, покупками, поездками, болезнями, интересами — возглавляет уже само государство, координирующее соответствующие усилия корпораций, банков, страховых и здравоохранительных структур.
В книге же Гарфинкеля государственная власть рассматривается как одна из главных сил, способных с помощью внятного ограничивающего законодательства выстроить систему, более уважительно относящуюся к человеку и его праву “быть оставленным в покое”.
Конечно, не вина автора в том, что общество оказалось пока что не готово с должным вниманием отнестись к предупреждениям его книги. И конечно же, актуальность собранных в работе материалов и рекомендаций ничуть не умаляется от того, что Database Nation не стала “библией поколения”. Возможно, истинная ее значимость будет понята несколько позже.
Ну а пока российские издательства “Ультра.Культура” и “У-Фактория” дают возможность отечественному читателю познакомиться с русскоязычным переводом книги. В России работа Гарфинкеля опубликована под названием “Все под контролем: кто и как следит за тобой” (http://www.ultraculture.ru/223/).