(Март 2001)
В субботу 17 марта (2001) в провинции Корнуолл, что на южном побережье Англии, состоялось официальное открытие крупнейшей в мире мультизонной оранжереи, получившей название «Проект Эдем» (www.edenproject.com) и воздвигнутой с применением новейших достижений высоких технологий.
Открытие нового ботанического сада, сооруженного в весьма глубокой провинции, прошло тем не менее при полном аншлаге. Посетители, которых собралось свыше 7000 человек, начали выстраиваться в очередь аж с половины пятого раннего субботнего утра, чтобы стать первыми паломниками к «восьмому чуду света».
Комплекс «Эдем» расположен на месте бывшего глиняного карьера неподалеку от городка Сент-Остел и сразу привлекает к себе внимание двумя гроздьями гигантских прозрачных куполов, именуемых «биомами» по термину, принятому для обозначения климатических зон жизни.
Вообще-то биомов здесь три — для растений жаркого и влажного тропического климата, для теплых и сухих условий регионов типа Средиземноморья или Калифорнии, а также для умеренного климата мягкой «средней полосы», — но последний биом вполне обходится без футуристической крыши, поскольку под солнцем Корнуолла себя вполне уютно ощущают и растения из таких стран, как Индия или Чили. В каждом биоме высаживаются десятки тысяч различных видов растений.
Самый крупный из трех биомов «Эдема» — это зона влажных тропиков, где под сводом купола может уместиться двадцатиэтажный дом и не будут чувствовать себя стесненно даже самые большие из 12 тысяч растений, привезенных из самых экзотических райнов Земли, от островов Океании до Малайзии, от джунглей Западной Африки до бассейна Амазонки.
Наряду со сложной автоматикой, регулирующей теплоизоляцию, полив, дренаж и искусственные ветры, дующие под куполом и укрепляющие корневую систему обитателей сада, в регулировании микроклимата участвуют и сами растения. По мере возрастания температуры они начинают отдавать больше воды, что естественным образом охлаждает воздух. Для поддержания естественных экологических процессов и помощи в борьбе с вредителями в биомы запускаются подобающие климатической зоне птицы, насекомые и рептилии.
А пару лет назад на этом месте была просто огромная дыра в земле. Метров 60 глубиной и размером примерно с 35 футбольных полей. Гигантский песчаный карьер, где когда-то добывали белую каолиновую глину для фарфора, но выработавший свой ресурс, заброшенный и никому не нужный. Организаторы проекта «Эдем» искали подходящее место в течение нескольких месяцев, но когда попали сюда, нутром почувствовали — строить надо здесь.
Цель была поставлена грандиозная. Создать по-настоящему впечатляющее сооружение, красочно рассказывающее историю того, насколько тесно культура и само существование человека связаны с растениями. Проект сразу виделся как серия гигантских оранжерей: высоких, чтобы в них без проблем помещались высоченные деревья тропических джунглей; просторных, для размещения солнцелюбивых ландшафтов Средиземноморья; эстетически привлекательных, чтобы претендовать на звание «восьмого чуда света» не только по уникальности замысла, но и по красоте.
Сад было решено сделать многоярусным, с саблевидными террасами, тянущимися по склону карьера. Интуитивно разработчики проекта чувствовали — для дома растений нужно создавать сооружение с формами, максимально близкими к «органическим», чтобы они как можно естественнее вписывались в сложный обрывистый рельеф.
Вряд ли кто возьмется оспаривать тот факт, что самые выдающиеся конструкции, демонстрирующие одновременно красоту и функциональность, построены природой в царстве животных. За сотни миллионов лет в природе до совершенства отточен гениальный механизм конструирования: брать то, что доступно, и порождать наиболее естественное решение.
Найденные создателями «Эдема» формы сооружения также построены на основе «природного здравого смысла» — максимальный эффект при минимальных затратах ресурсов. Первые же образы, что приходят в голову при виде этого архитектурного решения — глаз насекомого, пчелиные соты, причудливые микроорганизмы, — все принадлежат живой природе.
Еще один важнейший момент — правильное расположение комплекса. Всякий опытный садовод знает, что когда речь идет о сохранении тепла, самое главное — это грамотно сориентировать парник на юг. Тогда задняя стенка парника действует как батарея, вбирающая дневное солнце и отдающая тепло по ночам.
Разработчики «Эдема» при выборе позиции пошли существенно дальше, заложив в компьютер трехмерный профиль карьера и смоделировав студийную анимацию солнечного освещения рельефа в течение светового дня. Программа вычислила и предоставила точные места наиболее «горячих» зон, где и были в итоге сооружены гроздья «пузырей» биомов.
Идея гигантских «мыльных пузырей» витала у конструкторов практически с самого начала, поскольку такие формы прекрасно вписываются в любые рельефы.
Каркас решили соорудить из легких стальных труб, в итоге же родилась оригинальная двухслойная конструкция, где пластично формируемые поверхности, образованные шестиугольными ячейками, фиксируются жесткими треугольными структурами. Своды сферической формы дают значительное количество плюсов: максимальный размер и прочность при минимальных затратах стали (вес стальных конструкций практически равен весу воздуха, заключенного в накрываемом объеме); плюс энергосберегающая форма (максимальный объем при минимальной площади поверхности).
Масштабный макет «Эдема» был протестирован в аэродинамической трубе. Эксперименты показали, что ветры, дующие над поверхностью кратера, скорее вжимают биомы в землю, нежели пытаются их опрокинуть. Таким образом, конструкции присущи элементы «естественного» крепления к земле. Имеется у куполов и солидный ленточный фундамент шириной два метра и глубиной полтора, с суммарным весом больше самих биомов.
В процессе создания «Эдема» для каждого биома была изготовлена полная 3-мерная компьютерная модель, чтобы протестировать и предсказать поведение конструкции в условиях всевозможных природных воздействий, будь то разной силы и направлений ветры, дожди, снегопады, а также прочие мыслимые нагрузки. Затем на основе компьютерной модели был расписан и полный набор «конструктора» для сборки биомов. Компьютер был подсоединен к производственной линии, где строго пронумерованные детали нарезались точно под свое место и определенный размер каждого из куполов.
Одной из важных инженерных проблем стал выбор прозрачного материала для сводов оранжереи. Стекло в качестве покрытия было отвергнуто сразу, как материал слишком тяжелый, совершенно негибкий и чересчур опасный. Для накрытия биомов выбор конструкторов пал на полимер ETFE (или этил-тетра-флюоро-этилен) — высокотехнологичную прозрачную пленку, пропускающую света больше, чем стекло, а по весу составляющую примерно 1% от стеклянного листа аналогичного размера.
ETFE допускает повторную переработку и весьма долговечен, имея более чем 25-летний срок службы. Кроме того, материал на редкость прочен: наполненная воздухом подушка из ETFE держит на себе целую команду регбистов. Наконец, этот полимер обладает и антистатическими свойствами, а потому является самоощищающимся.
В соты ячеек купола вправлены трехслойные «окна» из ETFE, которые наполнены воздухом и образуют гигантские теплоизолирующие подушки толщиной 2 метра. При этом шестиугольные рамы изготовлены так, чтобы со временем, когда появятся более современные «дышащие» материалы, подушки можно было бы без проблем заменить на новые. Количество воздуха в подушках можно регулировать. В жаркие дни они сдуваются, поскольку воздух расширяется, а когда холодно — давление подкачивается для улучшения теплоизоляции. Здание как бы само «живет», подстраиваясь под окружающую среду.
На строительство всего комплекса ушло около 2 лет. Самый крупный из куполов биомов имеет 240 метров в длину, 110 метров в ширину и 55 метров в высоту. Размер купола достаточно велик, чтобы вместить лондонский Тауэр. Полная стоимость проекта составила 74 млн фунтов стерлингов или 110 млн долларов.
Авторы «Эдема» называют свое детище «вратами в мир растений и людей», поскольку основная цель комплекса по их замыслу — наглядно продемонстрировать, насколько тесно и неразрывно эволюция человека связана с растениями.
Вокруг этой идеи строится не только вся экспозиция, но и полноценный «культурный центр». На территории комплекса разворачиваются площадки для проведения всевозможных живых концертов, театрализованных представлений, торговых точек, выставок, дегустаций и тому подобных мероприятий, так или иначе связанных с царством флоры.
Огромнейший интерес публики к «Эдему» поразил даже организаторов проекта. С момента открытия весь гигантский комплекс оказался полностью заполнен в течение первых трех часов работы. По словам сотрудников, «Эдем был обречен на популярность со своего первого дня, но того, как именно это произошло, не ожидал никто.»
Создатели и организаторы комплекса надеются привлекать в год порядка 750 тысяч посетителей и налаживают сейчас прочные связи со школами и другими учебными заведениями по всему миру. На образовательную сторону начинания делается основной упор, поскольку по убеждению организаторов, это даже не ботанический сад, а «музей, где растения представляют собой ряд экспонатов».