Альтернативная Египтология

( Май 2024, idb@kiwiarxiv )

Псевдонаука, лженаука, маргинальная наука… Обычно серьёзные учёные, употребляющие подобные ярлыки, либо просто игнорируют всё, что отклоняется от мейнстрима, либо сражаются со всевозможными антинаучными ересями. Но бывает, однако, и другой подход к проблеме.

В Нидерландах по весне вышла из печати весьма любопытная книга-сборник: «Альтернативная египтология. Критичеcкие эссе об отношениях между академическими и альтернативными интерпретациями Древнего Египта». [o1]

«Главным виновником» этой неординарной затеи стал Виллем ван Хаарлем, ветеран голландской египтологии и многолетний хранитель египетских древностей в музее Амстердамского университета. Про обстоятельства появления книги сам учёный рассказывает так:

Когда потихоньку стало приближаться время моего ухода на пенсию, я стал задумываться о том, как бы это дело отметить. И в конечном счёте мне подумалось, что было бы неплохо устроить симпозиум на такую тему, которая давно уже меня будоражит – тема альтернативной или «маргинальной» египтологии.

К счастью, мой коллега и преемник Бен ван дер Бекен согласился принять участие в организации этого мероприятия. Хотя мы и не притворялись, будто в итоговой программе нами охвачены все альтернативные теории, подборка, тем не менее, удалась вполне репрезентативная: пирамидология и проклятие фараона; теория Ориона и роль инопланетян; древнеегипетская мудрость и дела вокруг Амарны и Эхнатона; тайные общества вроде масонов и розенкрейцеров; Алистер Кроули и афроцентризм. Также весьма познавательно было послушать доклады с позиций не-западных точек зрения на египтологию – от таких исследователей, как представители Китая и Латинской Америки.

Среди расследований проекта kiwi arxiv, можно напомнить, широкий спектр так называемых «маргинальных» тем в египтологии доводилось рассматривать неоднократно. Ибо настырные исследователи-альтернативщики (зачастую это не просто дилетанты, но люди, профессионально сведущие в точных науках, в инженерных технологиях, в работе с архивными документами и т. д.) нередко делают такие убедительно доказуемые открытия, которые академическая египтология ни объяснить, ни опровергнуть просто не способна. Пока не способна.

По этой причине и становятся особо примечательными такие попытки учёных, когда существенно разные лагеря исследователей не сражаются друг с другом, а объединяют усилия для отыскания научной истины. Которая, как всем известно, чаще всего находится где-то посередине – на стыках и пересечениях конкурирующих теорий.


#

Молодой учёный-египтолог Бен ван ден Беркен, как главный организатор симпозиума и редактор-составитель нынешнего сборника по материалам сделанных там докладов, рассуждает о роли «Альтернативных интерпретаций Древнего Египта» примерно в таком ключе (если вольно пересказывать его Введение к книге).

Научная дисциплина египтология появилась вместе с расшифровкой иероглифической письменности в 1822 году. И это же стало той отправной точкой, начиная с которой египтология как научная дисциплина начала отличаться от того, что ныне среди учёных принято именовать «альтернативной египтологией».

Альтернативную египтологию обычно определяют как такую интерпретацию истории и культуры Древнего Египта, которая отличается от интерпретации, общепринятой в научной среде. Понятно, что под столь общее определение подпадает весьма обширная область самых разнообразных идей и точек зрения.

Происхождение собственно термина «альтернативная египтология» обычно принято относить к 1990-м годам, когда его стали использовать как общий ярлык для великого множества конкурирующих теорий. Суть же теорий, попавших в эту категорию, варьируется очень широко – от эзотерических интерпретаций мудрости Древнего Египта до идей о вмешательстве инопланетян в строительство пирамид Гизы.

Многие из этих теорий существовали и прежде, но до 1990-х их редко обосновывали с опорой на научные методы, на рациональные доводы, выстроенные на фактах, и на публикации в научно-популярной прессе.

В прежние времена, начиная с военной экспедиции Наполеона и последовавшего вслед за ней дешифрования египетских иероглифов, интерес к египтологии порождал не только моду на коллекционирование объектов древнеегипетской культуры и рост посещаемости достопримечательных мест в Египте. Но также происходил рост интереса к самостоятельным исследованиям среди широкой публики.

Просто энтузиасты-любители или же учёные из других научных областей, обычно далёких от археологии и египтологии, стали изучать аспекты древнеегипетской культуры со своей собственной точки зрения. Такие люди, как Игнатиус Доннелли, Сент-Ив д’Альвейдр, Елена Блаватская и Эдгар Кейси развивали и пропагандировали идеи, сосредоточенные на эзотерических и оккультных интерпретациях Древнего Египта. Результатом чего стало возникновение таких философских направлений, как теософия и синархия.

Если же говорить о 1990-х годах, то этот период оказался особо важен в отношениях между доминирующей египтологией мейнстрима и разного рода альтернативными египтологиями. По причине того, что альтернативные теории о возрасте, функциональном назначении и взаимосвязях между Сфинксом и пирамидами Гизы нашли поддержку и подтверждения со стороны серьёзных научных институтов и авторитетных учёных мейнстрима, а также учитывая широкую популяризацию этих идей в печати, для мейнстрим-египтологии стало просто невозможным продолжать игнорирование всех этих вещей.

В среде академической египтологии постепенно стало появляться понимание, что учёные и наука в целом не должны сосредотачиваться на категорическом отвержении альтернативных теорий и/или высмеивании их сторонников. Ибо теперь стали необходимы попытки улучшить коммуникации с оппонентами и выстраивание работы на этой новой основе.

Особым важными в этой работе становятся факты, которые могут быть достоверно установлены на основе академических методов, анализа и аргументации. Причём предоставлять на ознакомление эти вещи следует не только коллегам-учёным, но и широкой общественности. Важную роль в этом деле, как выяснилось, могут играть такие информационные каналы, которые выходят за рамки стандартных научных маршрутов.

События и открытия 1990-х годов, собственно говоря, и стали ярким примером того, как идеи и воззрения альтернативной египтологии оказались способны обретать в обществе существенное влияние независимо от позиции египтологии мейнстрима.

Во-первых, именно тогда учёным стало ясно, что подлинно научные взгляды на Египет получат более широкое признание лишь в том случае, если традиционная египтология также наладит контакты с широкой общественностью. В условиях, когда общество становится все более поляризованным, а люди всё больше зависят от нарастающих объёмов информации, для академической египтологии участие в информировании общественности оказывается столь же важным, как и для египтологии альтернативной.

Во-вторых же, академическая наука должна признать и тот факт, что идеи, исходящие из альтернативной египтологии, вовсе не всегда с необходимостью являются в корне неверными или недостойными внимания. Различные точки зрения на проблему могут помогать не только в поиске новых направлений исследований, но и в выявлении таких фактов, которых у науки прежде просто не было…

Вдохновившись изложенными здесь идеями, 14 апреля 2021 года Амстердамский музей им. Алларда Пирсона провёл научный симпозиум по альтернативной египтологии. Приурочив мероприятие к выходу на пенсию куратора египетского собрания музея, Виллема ван Хаарлема.

Одна из целей данного симпозиума была в том, чтобы собрать вместе академических учёных и разношёрстную группу исследователей, работающих над альтернативными египтологическими темами. Другая цель состояла в том, чтобы попытаться составить карту воздействий и влияний альтернативных интерпретаций Древнего Египта на общество и науку – дабы оценить: какую роль в этих процессах может играть академическая египтология?

Для египтологии мейнстрима действительно важно быть в курсе того, что происходит ныне в альтернативной египтологии, попутно отыскивая каналы общения с более широкой общественностью. Ибо несколько основных тем Древнего Египта (пирамиды, мумии и т. д.) как и прежде остаются весьма популярными.

Более того, египтологи должны быть осведомлены о том, из каких источников в общество порой поступает устаревшая информация и какими путями она попадает в широкое публичное обсуждение. Наконец, важно отслеживать появление новых публикаций, а также самим инициировать общественное обсуждение и взаимодействие по актуальным темам.

Составители сборника надеются, что данная книга будет способствовать достижению этих целей.

#

Для завершения этого информационного материала имеются два финала.

Финал первый – из Эпилога от Виллема ван Хаарлема:

Альтернативная египтология и академическая египтология мейнстрима – это две ветви одного и того же дерева. Ветви, которые в процессе своего роста расходились все дальше и дальше друг от друга. И сегодня могут сравниваться с такими парами противоположностей, как астрология и астрономия, или алхимия и химия.

Некоторые из наиболее экстремистских теорий альтернативы, однако, вряд ли можно рассматривать всерьёз. Роль инопланетян в истории древнего Египта, для примера. Или теории про звуковые волны, воздушные змеи или паруса, применявшиеся для передвижения камней при строительстве пирамид.

Но, тем не менее, правда здесь и то, что у нас всё ещё так и нет абсолютной уверенности, каким образом, скажем, были сооружены пирамиды. Также необходимо упомянуть и другой момент – по-прежнему остающиеся неопределённости в египетской хронологии.

И если альтернативные теории вдохновляют ныне ученых мейнстрима на то, чтобы перепроверить свои прежние предположения, то сама по себе это ведь вовсе не плохая вещь.

В целом же я считаю, что египтологии мейнстрима вовсе не следует игнорировать менее экстремальные «альтернативные» течения. Напротив, с ними надо серьёзно работать. И если необходимо, то опровергать их (или же наоборот, признавать) на основе чётких аргументов и фактов. Что, хочется надеяться, пойдёт на пользу обеим сторонам…

Финал же второй – это предварительный анонс очередной «древнеегипетской» публикации kiwi-архива. Целиком вдохновлённой одним из докладов на голландском симпозиуме. О теме, давно и весьма глубоко исследованной как в альтернативной, так и ныне в мейнстрим-египтологии. Однако до сих пор практически никак не фигурирующей на страницах современной научно-популярной прессы.

Тема эта, напрямую связанная с Тотом и Атлантидой, изучена и освещена историками, казалось бы, со всех сторон. Однако, на научных симпозиумах порой открываются массивы таких фактов, которые не просто игнорируются в традиционной картине, но и старательно замалчиваются. Хотя достоверность собственно фактов сомнений не вызывает.

Почему так происходит? Интересно разобраться…

# # #

Дополнительное чтение:

[i1] Джедай во тьме египетской

[i2] Большие пустоты египтологии  ;  Маленькие причуды египтологии

[i3] Путешествие Обелиска, или Кто кого тут двигает ;
Охранник древностей и Большая томография египтологии

[i4] Математика Тота и физика Хемену ; Четыре наших разума и Квантовая Орнитология

Основные источники:

[o1] Alternative Egyptology. Critical essays on the relation between academic and alternative interpretations of ancient Egypt. Edited by B.J.L. van den Bercken. Sidestone Press, 2024

#