(Август 2008, kiwi byrd)
Согласно журнальным записям и воспоминаниям администратора сайта, данный текст в киви-архив уже выкладывался. Однако в архиве его нет… Не будем гадать о причинах пропажи – и выложим еще раз.
В более ранних публикациях уже дважды, по крайней мере, рассказывалось об интересном человеке Эрике Хезелтайне (Eric Haseltine), последние годы возглавляющем направление научно-технических разработок в американском разведсообществе, объединяющем 16 спецслужб. Доктор психологии, автор более сотни статей в научных журналах типа «Исследования мозга» и «Труды нейропсихологии», непосредственно до приглашения в разведку Хезелтайн был главным экспертом компании Walt Disney по компьютерным спецэффектам, виртуальной реальности и «ментальным миражам» для парков аттракционов.
Не надо быть чародеем-ясновидцем, чтобы предсказать — когда научно-прикладными исследованиями спецслужб руководит подобный начальник, то общий вектор работ, понятное дело, так или иначе должен начать склоняться в сторону психологических аспектов шпионской деятельности и, конкретнее, к прикладной нейропсихологии.
По этой причине выглядит вполне естественным, что ныне американская академия наук выпустила 200-страничный аналитический сборник, подготовленный по заказу DIA, то есть Разведуправления министерства обороны, материалы которого целиком посвящены перспективным направлениям нейропсихологии и конкретным технологиям ее применения в военно-разведывательном деле (Emerging Cognitive Neuroscience and Related Technologies (2008) Consensus Study Report ).
Главный вывод данного документа сводится к тому, что на ближайшие десятилетия основные направления в деятельности разведывательного сообщества будут неразрывно связаны с научно-технологическим прогрессом и в частности с достижениями нейропсихологии. Поэтому разведслужбам следует вплотную заняться финансированием исследований в следующих областях: выявление и измерение психологических состояний человека по нейропсихологическим маркерам; функциональное нейросканирование; нейропсихофармакология; вычислительная биология применительно к моделированию сознания; распределенные человеко-машинные системы (интерфейс мозг-машина, роботы-помощники) и так далее.
Если излагать эти же идеи не формальным языком отчетов, а на общедоступном языке примеров из жизни, то ученые, готовившие данный документ, поясняют свои выводы так. Наблюдаемый ныне стремительный прогресс в исследованиях мозга и нейронауке способен оказать огромное влияние на национальную безопасность и то, каким образом будут вестись будущие войны. Достоверно установлено, что разного рода химические вещества и излучения позволяют самым радикальным образом менять поведение, состояние сознания и остроту чувств человека, а продвинутые технологии нейросканирования — фиксировать эти состояния и их перемены.
На поле боя, к примеру, на смену пулям и снарядам могут прийти «фармакологические мины и заряды», при контакте с которыми солдаты противника будут просто вырубаться на время, нужное для выполнения военной операции. Нейросканеры и прочие электронные устройства, с другой стороны, можно развить до такой степени, когда они не просто выявляют ложь при допросе, но и активно влияют на мозг, не давая человеку говорить неправду.
Так, во всяком случае, утверждают специалисты в данном отчете. Приводя в качестве примера электронную технологию под названием «трансчерепная стимуляция постоянным током» (transcranial direct current stimulation), где электрические импульсы влияют на реакции нейронов мозга таким образом, что заметно задерживается естественная способность человека ко лжи.
Другое богатое поле для военно-разведывательных экспериментов с мозгом предоставляют химические медикаменты. Одни из них заметно обостряют зрение и слух шпионов, другие (по неформальным, правда, свидетельствам) радикально повышают силу и выносливость бойцов, вроде лекарств от нарколепсии модафинил и риталин.
Кроме того, более глубокое понимание принципов мозговой активности обещает и появление новых компьютерных устройств для разведки, напрямую связанных с мозгом. Как, например, непосредственно управляемые сознанием и зрением оператора роботы-дроны воздушной разведки…
Все эти примеры прикладной нейропсихологии в работе спецслужб, впрочем, относятся к более или менее отдаленному будущему. Которое может быть наступит, а может быть и нет. Сейчас же имеет смысл привести пример вполне конкретной психологической операции, происходящей в интернете непосредственно в данное время.
В течение одной из недель августа сразу три видных деятеля из мира компьютерной безопасности (Alan Schimel, Petko Petkov, Tom Ferris) были публично унижены, когда гигабайты личной переписки из их почтовых ящиков были кем-то вывалены на всеобщее обозрение, а персональные блоги стали переадресовывать посетителей на похабные порнографические сайты.
Известен также список и других известных экспертов, объявленных в качестве целей аналогичных атак: Dan Kaminsky, Joanna Rutkowska, Gadi Evron, Matasano, Theo de Raadt. Что отличает эти атаки от всех прочих, в изобилии происходящих в сети, это, так сказать, их мощная эмоциональная составляющая — наглядно продемонстрировать всем и каждому некомпетентность в собственной защите тех людей, что слывут авторитетными специалистами по инфобезопасности. Нисколько не углубляясь при этом в суть и качество их профессиональных достижений.
Тем читателям-сетянам, кто не сразу понял смысл таких атак, тут же на помощь приходят «добрые люди», в своих обильных комментариях к новости поясняющие, как на нее следует реагировать: «Ну что это за консультанты по безопасности, которые так хранят свои приватные документы? Это, конечно, не совсем те люди, к кому я стал бы обращаться за советом по поводу своей защиты». Или так: «Вот вам наглядное доказательство, что ИТ-сектор безопасности заполнен клоунами, которые не способны следовать самым основным принципам защиты информации». Ну и тому подобное.
Кто стоит за данной цепью систематических и очевидно скоординированных атак на видных хакеров, пока неясно. Но ясно другое — подобные вещи представляют собой типичный пример по использованию прикладной психологии в специфических условиях интернета.
# # #
Дополнительное чтение:
Про «мастера ментальных миражей» д-ра Эрика Хезелтайна и его интересную работу в мире секретных спецслужб:
«Диснейленд национальной безопасности»
«Крушение иллюзий»
«Сгореть и вернуться»
Про неустанную работу цензуры над модификацией фактов науки и событий истории:
«Выпиливание реальности»
«Эффект Мастера и Маргариты»
«Что еще украли за лето»
# #
Основные источники:
Emerging Cognitive Neuroscience and Related Technologies (2008) Consensus Study Report