Новая история человечества

( Ноябрь 2022, idb@kiwiarxiv )

Историки-археологи изучают прошлое, антропологи изучают жизнь в развитии. Когда же два талантливых и неортодоксальных учёных – антрополог и археолог – решают совместно написать книгу, то результат может получиться в высшей степени неординарный.

Четыре года тому назад, в 2018, на сайте Eurozine, известного веб-журнала европейских интеллектуалов, была опубликована примечательная статья «Как изменить ход истории человечества (по крайней мере, той её части, что уже произошла)» (D Graeber and D Wengrow, How to change the course of human history ).

Авторами этой работы были два весьма известных учёных профессора. Один, антрополог Дэвид Грэбер – автор целого ряда нашумевших аналитических книг и преподаватель Лондонской школы экономики с репутацией анархиста. И второй соавтор – профессор сравнительной археологии Дэвид Венгроу из University College London. Но примечательным в совместной работе учёных было совсем не это, конечно же.

Уже в первых абзацах своего эссе авторы сообщали читателям, что в свете современных научных данных эволюционная история человечества на самом деле выглядит совершенно не так, как о ней принято по традиции рассказывать:

На протяжении столетий мы рассказываем себе простую историю о происхождении социального неравенства. Большую часть своей истории люди жили в небольших и равноправных группах охотников-собирателей. С приходом земледелия появились частная собственность и первые города, что фактически означало зарождение цивилизации. Цивилизация принесла много бед (войны, налоги, бюрократию, патриархат, рабство…), но также сделала возможным появление литературы, науки, философии и множества других великих достижений человечества.

Практически каждый в общих чертах знает этот сюжет. Начиная, по меньшей мере, с эпохи Жан-Жака Руссо он лёг в основу наших представлений о человеческой истории и направлении её развития. И это важно, поскольку такое изложение определяет также и наше видение политических возможностей. Большинство людей считает, что цивилизация, а значит и неравенство – это трагическая необходимость. Некоторые грезят о возвращении к былой утопии, о том, чтобы найти индустриальный аналог «первобытного коммунизма». В крайних случаях они готовы «разрушить всё» и снова стать охотниками-собирателями. Но никто не ставит под сомнение саму структуру этой истории.

Но с историей данной, однако, имеется одна фундаментальная проблема.

Проблема в том, что это неправда.

Огромное количество свидетельств из археологии, антропологии и смежных дисциплин ныне уже вполне отчётливо демонстрирует, какой реально была история человечества последних 40 тысяч лет. И картина эта не имеет практически ничего общего с традиционным нарративом.

В действительности и вид наш вовсе не жил в маленьких группах на протяжении большей части своей истории; и земледелие не было необратимым рубежом социальной эволюции; и первые города часто характеризовались абсолютным равенством. Но при этом, хотя исследователи постепенно уже пришли к консенсусу по данным вопросам, они упорно не рассказывают о таких открытиях широкой публике и не сообщают о них даже своим коллегам в других областях науки. Не говоря уже о том, чтобы использовать новую картину в политике…

Данная статья от Грэбера и Венгроу – с интересным обзором иной картины истории человечества и с конструктивными идеями относительно её использования в политике – на самом деле была одним из промежуточных этапов большой совместной работы авторов. Эту примерно 10-летнюю работу им удалось завершить в августе 2020 года – закончив написание толстенной, на 700 страниц, книги «Заря всего: Новая история человечества» (The Dawn of Everything: A New History of Humanity).

Авторы книги Дэвид Венгроу (слева) и Давид Грэбер (справа)

Массив накопленных в ходе работы материалов и идей оказался столь содержательным, а сотрудничество учёных столь вдохновляющим, что авторы запланировали подготовить ещё три, как минимум, совместных книги в продолжение первой. Жизнь, однако, распорядилась иначе.

Всего через три недели после завершения «Зари всего», в сентябре 2020 Дэвид Грэбер скоропостижно скончался, находясь в отпуске в Венеции. Не дожив до 60 лет…

По этой трагической причине книгу к изданию пришлось готовить одному Дэвиду Венгроу (посвятившему их труд своему соавтору и другу). Вышедшая из печати год с лишним спустя, в конце осени 2021, «Новая история человечества» стала ярким и заметным событием для читающей публики. Вызвав, естественно, самые разнообразные отклики, от восторженно хвалебных до ругательно критических.

На веб-сайте книги, DawnOfEverything, в разделе «Обзоры и рецензии» можно найти десятки ссылок на публикации, посвящённые этой неординарной работе. И поначалу готовившийся для kiwi-arXiv материал о книге планировалось сделать как информативный «обзор похвалы и критики».

Но в итоге, однако, всё сложилось так, что один из лучших рассказов о книге Грэбера и Венгроу обнаружился среди публикаций, на сайте DawnOfEverything не упомянутых никак. Автором этого текста является Кори Доктороу, писатель-фантаст, публицист и футуролог, неоднократно и регулярно упоминаемый в публикациях kiwi-архива.

#

Кори Доктороу
Заря всего. Важное напоминание о том, что мы сами отвечаем за свою судьбу. (8 марта 2022)

Как же много мы потеряли в период пандемии. Каждый день я просыпаюсь и думаю обо всех потерянных жизнях, о всех разрушенных планах, о всех так и не рассказанных историях. Я думаю о бедняге Дэвиде Грэбере, с которым я разговаривал всего за несколько недель до его внезапной и трагической смерти в сентябре 2020 года.

Дэвид был превосходным писателем, проницательным учёным и активистом. Он помог сформулировать главный лозунг протестного движения Occupy Wall Street: “Мы – это 99%”. И он же написал целый ряд авторитетных и популярных книг по антропологии, таких как “Долг: первые 5000 лет” (Debt: The First 5,000 Years) и невероятная “Дерьмовая работа” (Bullshit Jobs).

Прошлой осенью издательство Macmillan опубликовало последнюю книгу Дэвида, написанную в соавторстве с не менее блестящим археологом Дэвидом Венгроу, над которой они вместе работали в течение десяти лет и закончили незадолго до безвременной кончины Грэбера.

Я читаю эту книгу с момента её публикации. Читаю не спеша, осмысливая множество прекрасно представленных доказательств для основного довода книги. Довода о том, что форма человеческих обществ — будь они иерархические или нет, авторитарные или же свободные — вовсе не предопределена нашими технологиями или условиями жизни. Что мы свободны сами выбирать, кем мы хотим быть: равными или неравными, предпочитающими принуждение или же свободу, воинственными или миролюбивыми.

Грэбер и Венгроу начинают свою книгу с эпохи Просвещения и её двух полярно противоположных взглядов на цивилизацию. Во-первых, есть точка зрения Гоббса, согласно которой когда-то в прошлом мы жили как примитивные и склонные к насилию дикари, чья звериная природа была укрощена появлением иерархий, неизбежно возникающих вместе с развитием земледелия и необходимых для управления сложным хозяйством городов.

С другой же стороны есть Руссо, который утверждал, что наше “примитивное” прошлое было временем пасторального равенства и свободы, но они не смогли пережить появления иерархий, неизбежно сопровождающих сельское хозяйство и являющихся, к сожалению, необходимостью городов.

И Руссо, и Гоббс ясно дают понять, что их взгляды являются мысленными экспериментами, не основанными на каких-либо наблюдениях или доказательствах этих “доцивилизованных” способов существования. Но и в их работах, и в трудах других мыслителей Просвещения в поддержку данных взглядов приводятся аргументы, идущие, как они утверждают, от коренных народов Америки.

Приписывание коренным народам Нового Света неортодоксальных идей о равноправии и обществе без принуждения – это обычное явление эпохи Просвещения. От многотомных и широко переведённых книг-бестселлеров с отчётами монахов-иезуитов об их диалогах с интеллектуалами коренных народов и до аншлаговых пьес, которые десятилетиями шли в Париже, Просвещение приписывало свою идеологию свободы, равенства и самоуправления коренным народам Нового Света.

Сегодня, однако, все эти утверждения общепринято игнорировать. Их представляют как удобные сказки, выдуманные теми из европейских мыслителей, которые боялись жестокого возмездия — изгнания или даже смерти — со стороны правящих кругов, изложи они эти мысли от своего собственного имени. Отчего авторы, якобы, и вкладывали их в уста гипотетических “дикарей” из-за океана.

Грэбер и Венгроу приводят очень убедительные доводы — ссылаясь на историков и антропологов коренных народов, а также на исходные документы первых жителей Новой Франции и других форпостов европейцев в Новом Свете, — что европейское Просвещение действительно начиналось с интеллектуалов коренного населения Америки.

Эти мыслители происходили из таких обществ, где лидерам приходилось полагаться на убеждение, а не на принуждение, чтобы заставить людей следовать их планам. Они жили в обществах, где ценились ораторское искусство, логика и риторика, где естественной реакцией на предложение, вызывающее сильные возражения, был разгромный контраргумент.

Именно эти интеллектуалы стали источником “Критики Коренных Народов” — известной серии диалогов, охвативших несколько поколений и пересекавших Атлантику как в письменной форме, так и в личном изложении. Интеллектуалы из числа коренных народов посещали Европу и безжалостно громили устоявшийся консенсус Старого Света, вдохновляя европейских мыслителей на Просвещение.

Начиная с тех пор, эти европейские мыслители – в также их интеллектуальные потомки – большую часть времени стали посвящать попыткам сформулировать теорию о том, как же мы стали такими, какие мы есть. Опирающимися на иерархии, неравенство и принуждение.

Начиная с Руссо и Гоббса, они создали теорию неизбежной эволюции общества. Сначала группы, которые порождают племена (будь то благородные или дикие), которые затем создают сельское хозяйство, излишки и царей, что далее приводит к городам, бюрократии и иерархии для управления всей этой сложностью.

Вот только гипотезу эту – как доказывают Грэбер и Венгроу – опровергают сами же истоки Просвещения. Скажем, лесные народы американского Северо-Востока – как важный источник Критики Коренных – жили весьма разнообразно. У кого-то из них было земледелие, но не было иерархии; у кого-то была иерархия, а земледелия не было. Более того, в Северной и Южной Америках до прихода европейцев существовали огромные города, самоуправляемые местными советами, а также были свободные конфедерации с очень сильной бюрократизацией.

Это, собственно, и есть отправная точка для поразительной, тщательно выстроенной и красиво рассказанной серии историй о древних цивилизациях, многие из которых стали нам известны лишь недавно, благодаря последним достижениям в области археологических технологий. Открытия археологов показывают, что во многих местах планеты на протяжении сотен или тысяч лет существовали практически любые из мыслимых вариантов и сочетаний централизации, принуждения, иерархии, насилия, сельского хозяйства и урбанизма.

Что ещё более важно, эти свидетельства демонстрируют, насколько устарела общепринятая эволюционная теория человеческой цивилизации. Чтобы сохранять чёткую картину того, как общества неизбежно “прогрессируют” через “стадии” развития, нам требуется прибегать ко всё более неубедительным уловкам. Например, называя длительные 5000-летние периоды стабильной культуры “промежуточными”, “ранними” или “поздними”.

Однако, по словам Грэбера и Венгроу, что-то тут с нами произошло. Мы застряли здесь, в “современной” эпохе. На протяжении известной истории человечества всем цивилизациям было свойственно то или иное сочетание трёх ключевых свобод:

I. Свобода отправиться куда-нибудь ещё и ожидать, что вас там примут благодаря долгу гостеприимства;

II. Свобода не подчиняться приказам;

III. Свобода придумывать другое социальное устройство.

Три этих свободы настолько тщательно вычеркнуты из большей части нашего современного мира, что мы сегодня даже представить их себе можем с трудом. Основная же часть книги Грэбера и Венгроу, если присмотреться, показывает нам то, как люди прошлых эпох, пользовавшиеся этими свободами, вели сложную, творческую, насыщенную размышлениями жизнь, а вовсе не существовали в почти животном состоянии.

Авторы предполагают, что самой важной из этих свобод является третья — свобода придумывать и пробовать другое социальное устройство. Хотя они в явном виде и не упоминают нынешний “капиталистический реализм”, связь тут самая прямая. Когда Маргарет Тэтчер заявляла, что “альтернативы нет” (для неограниченного и неравного, разрушительного и нерегулируемого рыночного капитализма), она хотела, чтобы “легче было представить конец света, чем конец капитализма” (цитируя Джеймсона).

Атака на способность вообразить нечто иное уже сама по себе является источником нашей низкой мобильности, нашей неспособности не подчиняться приказам, нашего беспомощного, фаталистического сползания к ядерному армагеддону и климатическому коллапсу.

Рассматриваемая в таком свете, книга «Заря всего» является очень важным вкладом, своего рода основой для новых представлений о мире, развивающемся в соответствии с радикально иной теорией человеческой природы. Мы вполне можем организовать себя без иерархии, без неравенства и без принуждения. Наши предки строили стабильные общества с радикально иным социальным устройством, в независимости от того, были ли они сложными или же простыми, городскими, земледельческими или кочевыми.

История «просто вот так», в которой заявляется, будто мы должны жить именно таким образом, ныне давно уже в прошлом, и я думаю, что все мы это знаем. На фоне пандемии и войн, бушующих на планете, имеется настоятельная потребность в переменах. Основная часть этой потребности сосредоточена на темах авторитаризма, ксенофобии и ненависти, потому что мы утратили нашу способность представлять себе всеобщую солидарность. Но действительно ли мы это утратили? Это было у нас украдено, а идеологическая “наука” подтасовала доказательства для утверждения, будто именно такой наш мир был неизбежным, а не одним из возможных.

Среди всех, кого я знал, Дэвид Грэбер был одним из самых убедительных людей, вселяющих надежду. Он был человеком, который умел мечтать о других способах жить всем нам вместе. Человеком, чьи мечты были основаны на его глубоких знаниях как учёного. А самое главное, он умел донести это видение до других.

Грэбер и Венгроу выпустили важную, изменяющую мир книгу. Прочтите её, и вы уже никогда не будете прежними.

# # #

Дополнительное чтение:

О чудовищном социальном неравенстве в XXI веке и почему это очень важно: OSINT как метафора ; Как бы новый закон природы

Как и почему мы застряли там, где мы есть: Шаманы матрицы ; Гностицизм апостола Павла

О вариантах будущего, о важности нашего выбора и о других текстах Кори Доктороу: Куда идём? ; Искусственный интеллект и страх перемен

Слово и дело ; Windows 10 как религия ИТ-деспотий

# #

Основные источники:

David Graeber, David Wengrow. How to change the course of human history. Eurozine, 2018.  Русский перевод см. здесь.

David Graeber, David Wengrow. The Dawn of Everything: A New History of Humanity. Allen Lane, 2021. Website

Cory Doctorow. The Dawn of Everything: An essential reminder that we are in charge of our own destiny. March 8, 2022 

Юлия Штутина — о книге Дэвида Гребера и Дэвида Венгроу «Заря всего»: Анархооптимизм и история человечества. Горький, 17 ноября 2021

#