Национальные особенности бизнеса на шпионаже

( Июль 2021, idb.kniganews )

В мире сегодняшнем, к сожалению, общепринятой нормой стало бесстыжее враньё. Постоянно врут с высоких трибун политики, врут говорящие головы с телевизионных и компьютерных экранов, врут эксперты со страниц прессы и книг. Правда, конечно, тоже иногда всплывает, вот только ожидание её может оказываться о-очень долгим…

В последних числах июля 2021 прошли новостные сообщения о том, что официальные чины государства Израиль нанесли визиты в офисы хакинг-компании NSO Group, дабы непосредственно на месте расследовать обвинения, выдвинутые против этой фирмы во множестве мировых СМИ.

Весьма серьёзные, следует отметить, обвинения в том, что знаменитое шпионское ПО Pegasus данной компании в массовом и систематическом порядке используется госвластями многих стран для тотальной слежки за активистами правозащитного движения, за политиками оппозиции, за главами бизнес-компаний, за журналистами и так далее. За великим множеством приличных людей, короче, не имеющих никакого отношения к тем террористам, наркоторговцам, бандитам и педофилам, ради борьбы с которыми – как утверждают в NSO Group – была создана и очень успешно продаётся в мире их шпионская программа.

Министерство обороны Израиля, сделавшее официальное заявление о начале расследования в отношении NSO Group, не стало уточнять, какие ещё государственные ведомства участвуют в этой проверке. Однако сведущие израильские СМИ уже сообщили, что после серии разоблачительных публикаций изучением бизнеса компании решили заняться в МИДе, в министерстве юстиции, в военной разведке и в разведслужбе Mossad.

Основатель и бессменный глава NSO Group Шалев Хулио подтвердил, что визиты от израильских властей действительно имели место. Но одновременно – и очень настойчиво – он повторил, что ни его фирма, ни их флагман-продукт Pegasus не имеют никакого отношения к огромному – на 50 тысяч позиций – списку телефонных номеров, предъявленных в прессе как жертвы шпионской программы от NSO Group:

Да, так и есть, нас проверяют. И очень хорошо, я думаю, что проверяют. Потому что мы знаем правду. И знаем, что этого списка у нас никогда не было, и он не имеет никакого отношения к NSO.

Когда главу NSO Group спросили, как долго будет продолжаться нынешнее расследование, затеянное правительством, Хулио выразил надежду, что этот процесс будет постоянным:

Мы хотели бы, чтобы они проверяли всё и гарантировали, что любые подобные утверждения в наш адрес являются неверными…

После таких слов, произносимых с максимальной искренностью и полной убеждённостью в правоте, кому-то из людей малосведущих и впрямь может показаться, что здесь произошла какая-то досадная ошибка… Но вот если чуть поглубже знать сугубо шпионский контекст происходящего, знать историю и аналогичные примеры «искреннего возмущения от гнусной клеветы» среди ведущих игроков на этом специфическом поле – тогда останется одно лишь только удивление.

Удивление от того, с каким постоянством здесь всё время происходят одни и те же по сути истории, не способные научить, похоже, никого и ничему…

Две из множества весьма похожих недавних историй были в своё время исследованы здесь подробно и с принципиально важными деталями (см. тексты «Полный Хагелин»  и «Национальные особенности разведки» ).

Здесь же и сейчас особо интересно послушать, что говорят о ситуации вокруг NSO шпионы-профессионалы из серьёзных спецслужб, занимающихся аналогичной работой в США, Израиле и других странах. Благо журналисты газет типа Washington Post и The Guardian, располагающие большими связями на всех уровнях власти в самых разных государствах планеты, имеют возможность общаться с такими специалистами напрямую.

Первое же, что бросается тут в глаза – это недоверие. Сотрудники серьёзных спецслужб США и Европы относятся к компании NSO с нескрываемой подозрительностью, хотя одновременно и признают богатые возможности её технологий в делах борьбы с врагами государства. Главная причина подозрительности в том, что NSO была основана бывшими сотрудниками израильской разведки из элитного подразделения 8200, занимающегося радиоэлектронным шпионажем. А хорошо известные факты из жизни такого рода компаний – плюс традиции государства Израиль в целом – дают сильные основания предполагать, что бизнес тут устроен специфически.

То есть, если и не всю, то по крайней мере некоторую часть информации о том, кто использует их шпионские продукты, против кого их используют, и какие, в частности, сведения при этом собираются – все такие вещи израильские компании, специализирующиеся на хайтек-шпионаже, с очень высокой долей вероятности сообщают компетентным ведомствам своего государства. Это никогда не провозглашается открыто, но и тайной давно не является.

Вот что, к примеру, говорит на данный счёт газете «Вашингтон Пост» высокопоставленный чин из структур национальной безопасности США, тесно сотрудничавший в прошлом с израильскими спецслужбами (сказал на условиях анонимности, естественно, ибо открыто критиковать Израиль тут нельзя):

«Только сумасшедший может думать, будто NSO не делится конфиденциальной информацией, касающейся нацбезопасности, с правительством Израиля… Это не означает, что они являются прикрытием для работы израильских спецслужб, однако власти множества стран по всему миру предполагают, что NSO работает на Израиль».

Отсюда должно быть совершенно понятно, отчего шпионские продукты NSO – при всех их выдающихся шпионских достоинствах – по свидетельству как нынешних, так и бывших официальных лиц США, американские спецслужбы не используют никогда.

Дабы получить более объёмное отражение этой интересной картины, журналисты «Вашингтон Пост» побеседовали и с представителями израильских спецслужб. Один из которых (тоже на условиях анонимности) сказал о национальных традициях так:

«Молодые израильтяне, проходящие обязательную военную службу в разведывательных подразделениях, видят свою подготовку там примерно так же, как американцы смотрят на колледж. Правительство всячески развивает их технологические навыки в расчёте на то, что далее они пойдут работать в частный сектор или создадут собственные компании. Но также имеется понимание, что они и далее будут поддерживать тесные отношения с военными и службами безопасности».

Для ещё большей полноты картины, конечно же, хотелось бы услышать также и мнение людей, непосредственно связанных с работой компании NSO Group. Эту возможность предоставили журналисты британской газеты The Guardian:

Что остаётся пока неясным, так это то, могут ли израильские спецслужбы иметь особые привилегии в оборудовании NSO. Такие, скажем, привилегии, как прямой доступ к материалам слежки, собираемым с помощью шпионских программ в смартфонах жертв. Один человек, близкий к компании, но пожелавший остаться анонимным, сказал, что и у них в среде это частая тема для спекуляций. На вопрос же, поставленный ребром, а может ли в принципе Израиль получать доступ к тем разведданным, которые собирают клиенты компании NSO, ответ был дан следующий: «Американцы думают так».

Среди американских высокопоставленных чинов, столь же двусмысленно комментирующих скандал вокруг NSO, примечательно выделяется некто Майкл Дэниел (Michael Daniel), бывший координатор Совета национальной безопасности в администрации Барака Обамы по вопросам кибербезопасности:

Проблема здесь в том, что всегда существует весьма тонкая грань между ответственным использованием инструментов, которые производят фирмы вроде NSO, и ответственными пользователями этих инструментов.

[Особые же отношения между NSO и властями Израиля не делают их продукт по своей сути менее надёжным, ибо] Я думаю, что на самом деле всё тут зависит от точки зрения человека. У некоторых, я думаю, действительно есть основания относиться к этим отношениям с подозрением. Другие же видят в этом признак компетентности компании. Признак того, что они знают дело, которым занимаются.

Израильские технологические компании широко известны среди экспертов как производители одних из лучших продуктов компьютерной безопасности в мире. Так что в конечном счёте [полагает Дэниэл] это правительствам надо решить, должны ли коммерческие фирмы предоставлять такие инструменты, которые прежде были доступны только государственным шпионским органам.

Необходима дальнейшая международная работа над тем, что именно мы считаем законными бизнес-моделями в этой области. Где именно мы хотим провести тут линию?

#

Через несколько дней после того, как в мировых СМИ разразился нынешний скандал вокруг журналистского расследования Pegasus Project, компания NSO выпустила официальный пресс-релиз, где решительно отмела все обвинения прессы в свой адрес.

Здесь, однако, более полезно и поучительно процитировать не этот документ, а фрагменты другого — давнего, но аналогичного — пресс-релиза от швейцарской компании Crypto AG. Тоже производившей «лучшую в мире технику инфобезопасности» и не раз оказывавшейся в похожей ситуации из-за сильных подозрений относительно тесных взаимосвязей между бизнесом фирмы и деятельностью шпионских спецслужб:

Снова и снова Crypto AG сталкивается со слухами и спекуляциями вокруг сотрудничества между Crypto AG и зарубежными секретными спецслужбами.

В марте 1994 швейцарская Федеральная Прокуратура начала в отношении Crypto AG широкомасштабное расследование, завершившееся в 1997. Было доказано, что обвинения, неоднократно выдвигавшиеся против нас в СМИ относительно влияния третьих сторон или манипуляций с оборудованием, не имеют под собой никаких оснований.

Как было подчёркнуто в заявлении Федеральной Прокуратуры, проведённое расследование и технические уточнения не дали никаких признаков ни сотрудничества, ни манипуляций со стороны каких-либо спецслужб.

Все те инсинуации и слухи, что опубликованы в последнее время, основаны на тех же самых прошлых публикациях. И ныне, как и тогда, они не имеют под собой никаких оснований. В них нет ничего нового, это просто старое вино в новых бутылках.

Самый важный факт заключается в том, что Crypto AG на протяжении десятилетий остаётся ведущей в мире компанией в области защиты информации…

Наиболее примечательной особенностью процитированных фрагментов является то, что в пресс-релизе этом ложью является практически всё. Сегодня это абсолютно достоверный и бесспорный факт, документально подтверждаемый признаниями спецслужб, на которых работала (а потом и просто им принадлежала) фирма Crypto AG. Но для того, чтобы эта правда стала известна всем, понадобилось без малого 70 лет…

Интересно, сколько времени понадобится для обнародования правды о NSO Group?

# # #

Дополнительное чтение:

Полный Хагелин, или Finita la commedia

Национальные особенности разведки

Обман как основа государства, самообман как основа мировоззрения

Бизнес в помощь

Интересное положение Cellebrite

# #

Основные источники:

Israel begins investigation into NSO Group spyware abuse. MIT Technology Review, July 28, 2021
U.S. and E.U. security officials wary of NSO links to Israeli intelligence. By Shane Harris and Souad Mekhennet. The Washington Post, July 20, 2021
Pegasus project turns spotlight on spyware firm NSO’s ties to Israeli state. By Stephanie Kirchgaessner, Oliver Holmes and Shaun Walker. The Guardian, July_20, 2021

#

%d такие блоггеры, как: